Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС

0
115

Сердюцких Ирина Сайдианваровна
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 54
Красносельского района Санкт-Петербурга

 

ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

 

Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования – обеспечения максимально благоприятных условий для самореализации любого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, в том числе и учащегося с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

Понятие «инклюзивное образование» было введено в российское образовательное пространство Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г., а условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах (ФГОС). В них предусмотрено создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение, и главное, создание индивидуального учебного плана для детей с ВОЗ и одаренных детей.

  1. Профессиональные цели и установки учителя в реализации инклюзивной практики.
  2. Организация совместного обучения очень разных детей требует от учителя перестройки методов и тактики.
Рекламное сообщение

Это и есть основа инклюзивного образования.

Цель деятельности учителя, реализующего инклюзивную практику, – создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребенка, обучающегося в инклюзивном классе. Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности ставит и решает особые профессиональные задачи, в чем-то очень похожие на привычные, а в чем-то – совершенно новые:

1.Определение категории детей в классе, которым необходимо создавать специальные образовательные условия.

2.Организация в классе доступной среды в зависимости от потребностей конкретных детей класса, среди которых могут быть дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательной системы, когнитивной сферы.

3.Создание в детском коллективе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого из детей.

4.Освоение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также их адекватное применение согласно возможностям и потребностям обучающихся.

5.Адаптация имеющихся или разработка новых необходимых учебных и дидактических материалов.

6.Освоение и использование адекватных возможностям детей способов оценки учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

7.Организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Проектирование образовательного процесса, построение индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ – достаточно сложная задача для одного учителя инклюзивного класса.

Привлечение к этой работе координатора по вопросам инклюзивного образования, специалистов психолого-педагогического сопровождения – педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, тьютора, учителей-предметников, воспитателей и, что очень важно, родителей – является необходимым для достижения поставленной цели.

Поддержка администрации, создание условий для инновационной деятельности – еще один ресурс учителя. Только при целенаправленной работе администрации школы по формированию инклюзивной культуры, выстраиванию инклюзивной политики может состояться инклюзивная практика, которую реализует педагог.

При организации групповых видов активности учитель:

  • планирует групповую активность детей, способствующую их эффективному социальному взаимодействию;
  • выбирает участников для группы (т.е. детей с ОВЗ и социально компетентных сверстников);
  • контролирует и корректирует групповую активность.

Формирование социальных навыков через подражание предполагает взаимообучение детей: более компетентный в какой-то области ребенок становится примером для подражания другим детям. Считается, что обучение не в однородных, а в гетерогенных группах более эффективно. Особенностью инклюзивного образования является то, что учитель учитывает разнообразие детей в классе, их особенности, возможности, интересы. В связи с этим возникает необходимость менять формы, методы и технологии работы. Учет индивидуальных особенностей можно осуществить, если объединить детей в группы по схожим признакам.

Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса:

1.Индивидуальное обучение – индивидуальные задания на уроке, задания на дом.

2.Парное взаимообучение (стабильные пары или пары сменного состава) – объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.

3.Групповая работа – обучение внутри группы: объяснение материала, обсуждение, оценка работы, выступление.

4.Фронтальное обучение всего класса.

Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке, учитель инклюзивного класса должен помнить и учитывать тонкости включения в работу ребенка, у которого отмечаются особенности познавательной деятельности, поведения, коммуникации.

Учитель, создающий сценарий урока, должен помнить и понимать следующее:

1.При организации индивидуальной работы на уроке – выполнения задания на карточке, индивидуального задания в тетради – необходимо учитывать желание ребенка с ОВЗ «быть как все», выполнять задание вместе с одноклассниками.

2.Взаимное (парное) обучение считается одним из ведущих технологий инклюзивного образования в школе. Это ситуация, когда один ученик учит другого под наблюдением учителя.

Основными критериями эффективности групповой работы на уроке будет ориентация на согласованность, взаимовыручку, поддержку, совместное принятие решений, выработку компромиссных решений по выходу из ситуаций и т.д. Эти же критерии становятся ведущими не только на уроках, но и на внеклассных, общешкольных мероприятиях, постепенно приводя к изменению уклада в школьном коллективе.

Список литературы:

  1. Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков, Теория и методика воспитания, Учебник для студентов педагогических вузов, Волгоград, 2006
  2. Младший школьник, подросток, юноша и новая социальная среда (материалы)
  3. Психолого-педагогическая характеристика модели разноуровневого обучения
  4. Классификация различных способов организации учебной деятельности в условиях разноуровнего обучения
  5. Современные педагогические технологии и методы
  6. Совершенствование подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении

 

Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания январь 2019

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь