Материал опубликован в печатном декабрьском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания»
Костенко Елена Ивановна,
Чумакова Людмила Анатольевна,
Жильникова Светлана Александровна,
воспитатели
МБДОУ «Детский сад п. Томаровка
Яковлевского городского округа»
ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В. БИАНКИ «КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ»
НОД по развитию речи в старшей группе
Цель: обучение последовательному пересказу текста, стараясь правильно строить предложения с наглядной опорой в виде графических схем.
Задачи: продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением; расширять словарный запаса; развивать зрительную память, мышление, координацию движений; воспитывать любовь к животным.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением медведей; беседы о медведях; чтение сказок, стихов о медведях; организация выставки произведений В.В. Бианки; рассматривание изображений диких животных.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое».
Оборудование: графические схемы, картинки с изображением медвежат и медведицы, доска.
Содержание непосредственно- образовательной деятельности
1.Организационный момент
Здравствуй, солнце золотое! (Руки вверх)
Здравствуй, небо синие! (Руки в стороны)
Здравствуйте, мои друзья! (Все берутся за руки)
Очень рад вас видеть Я! (Раскачивают ручки)
Воспитатель: А теперь улыбнёмся и пожелаем всем хорошего настроения.
Воспитатель: Ребята, а нам прислали письмо.
– Хотите узнать от кого письмо? (Да)
– Сейчас я вам его прочитаю. (Воспитатель читает письмо)
Воспитатель: Дорогие ребята! Пишет вам старичок- Лесовичок. Я очень люблю лес. Всё в лесу мне интересно, каждый куст и каждый пень. Знаю лес я и люблю и заметил я в лесу: что все звери умываются и купаются, а вот чтобы медведи купались я некогда не видел. Подскажите мне ребята, купаются медведи или нет? Ваш Лесовичок.
Воспитатель: Это письмо с просьбой о помощи.
– Поможем Лесовичку? (Да)
Воспитатель: А вы, как думаете купаются медведи или нет? (Ответы детей)
2.Основная часть
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочитаю рассказ «Купание медвежат», который написал детский писатель Виталий Валентинович Бианки
– Вы хотите послушать рассказ? (Да)
– Садитесь поудобнее. (Чтение рассказа)
Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ?
– Скажите, как он называется?
– Кто его автор?
– О ком этот рассказ? (Ответы детей)
Воспитатель показывает картинку с изображением медведицы с медвежатами.
Воспитатель: Кто вышел из леса? (Медведица с медвежатами)
– Как автор описал медведицу- какая она? (Бурая, большая)
– Какие медвежата? (Маленькие, весёлые)
– Подберите мнемотаблицу к этой части рассказа.
Воспитатель: Что же сделала медведица? (Медведица схватила медвежонка за шиворот).
– А что значит «за шиворот» (это значит взять за воротник).
– Почему так делают животные? (чтобы успокоить)
– Медведица окунула медвежонка или просто держала? (Окунула медвежонка)
– Как можно сказать по-другому? (Опускать, погружать).
– Теперь подберите мнемотаблицу к этой части рассказа.
– Ребята, давайте попробуем сыграть, как медведица купала медвежонка (Воспитатель рассказывает текст, дети обыгрывают с игрушкой медвежонка).
– Что сделал второй медвежонок? (Испугался и убежал).
– А что сделала мама- медведица медвежонку? (Она его догнала и надавала шлепков).
– Что значит слово «шлепок»? (Не сильно).
– Почему медведица всё- таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, о каком времени года говорится в рассказе? (О лете, летом очень жарко).
– Какой мнемотаблицей можно заменить эту часть рассказа?
Воспитатель: Медвежатам понравилось купаться? Почему? (Да, было очень жарко).
– Подберите схему к этой части рассказа?
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? (Да)
– Игра называется «Медвежата в чаще жили».
– Но сначала, обернёмся вокруг себя и превратимся в медвежат.
Физминутка «Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили
Головой они крутили
Вот так, вот так- головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так- дружно дерево качали (Наклоны туловищем вправо и влево)
И в вразвалочку ходили
И из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх).
Воспитатель: Молодцы, ай да медвежата. А теперь обернёмся вокруг себя и превратимся опять в ребят.
Воспитатель: Сейчас я снова прочитаю вам рассказ ещё раз, нужно слушать внимательно, потом мы будем рассказ пересказывать. Но рассказ я буду читать с помощью схем.
Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.
– Ребята, рассказ можно пересказать одному, а можно втроём или вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.
– А потом? (Как убежал медвежонок в лес)
– Что потом? (Медведица купала второго медвежонка)
– И чем завершить пересказ? (Выкупанные медвежата остались довольно)
– Ребята, кто желает рассказывать по схемам?
– Как вы назовёте свой рассказ? (Выходят 2-3 детей к доске)
Пересказ рассказа.
- Заключительная часть. Рефлексия.
– Какой рассказ мы сегодня читали? («Купание медвежат»)
– Кто его написал? (В. Бианки)
– Кому мы сегодня помогали? (Лесовичку)
– Какие новые слова вы сегодня узнали? (Бурая, за шиворот, окунала)
– А теперь давайте напишем Лесовичку письмо, и я думаю он обязательно нам даст ответ.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы.