ЛОГОРИТМИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

0
5124

Материал размещен во Всероссийском сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания», июль — 2021

Дорошенко Наталья Ивановна
Хомяк Лариса Александровна
учителя-логопеды
Цурихина Зинаида Владимировна
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13»
Алексеевского городского округа Белгородской области

С каждым годом, по наблюдению логопедов, растет количество детей с различными отклонениями в речевом развитии. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей и дефицит общения с детьми, неблагополучие внутри семей, слабое физическое здоровье детей, плохая экология. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Преодоление нарушений звукопроизношения имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Для того, чтобы исправить имеющиеся нарушения речевой функции, необходимо взаимодействие логопеда и музыкального руководителя. Целью этого взаимодействия является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Опыт работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика.

Логоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения сочетаются с произношением специального языкового материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических процессов.

материалы в печатный сборник 

Необходимо отметить значение музыки при проведении логоритмики. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует центральную нервную систему, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Значимую роль в слове, движении, музыке, играет ритм. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день, ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому для детей просто необходимо проводить занятия по логоритмике.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.

Задачи логоритмического воздействия:
⦁ Развитие слухового внимания.
⦁ Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
⦁ Развитие фонематического слуха.
⦁ Развитие пространственной организации движений.
⦁ Развитие общей и мелкой моторики, мимики, пантомимики.
⦁ Формирование и развитие кинестетических ощущений.
⦁ Воспитание выразительности движений.
⦁ Воспитание переключаемости с одного вида деятельности на другое.
⦁ Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
⦁ Развитие физиологического и фонационного дыхания.
⦁ Развитие певческого диапазона голоса.
⦁ Развитие чувства ритма.
⦁ Развитие умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
⦁ Формирование умения перевоплощаться.

Тесная связь логопеда и музыкального руководителя занимает особое место в системе коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Каждое занятие должно представлять тематическую и игровую целостность. Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы. При подготовке логоритмических занятий, следует исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения.
Логоритмические занятия включают следующие виды упражнений:
⦁ Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
⦁ Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
⦁ Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
⦁ Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

На логоритмических занятиях используются:
-упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
-выработка продолжительного речевого выдоха,
-тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

6. Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

7. Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

8. Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

9. Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляцию, дыхание.

10. Пальчиковые игры и сказки. Развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

11. Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства, способствуют углублению осознания сферы общения, обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

12. Подвижные игры, хороводы, танцы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы.
1. Наглядно-зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения, подражание образам, использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.
2. Приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря.
3. Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, музыкальные инструменты, короткие стихотворения.
Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений. Они включают следующие приёмы:
⦁ объяснение новых движений;
⦁ пояснение движения;
⦁ указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;
⦁ разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;
⦁ команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки;
⦁ образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ;
⦁ словесную инструкцию.

Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.
Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.

Логоритмика полезна всем детям. Это мощное вспомогательное средство для эффективной работы по коррекции различных нарушений речи.
В результате использования логоритмики, к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, фонетическое восприятие и связная речь. По результатам анкетирования родители наблюдают положительные результаты музыкальных, речевых и творческих способностей детей.

Список источников:
⦁ Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.
⦁ Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
⦁ Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
⦁ Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
⦁ Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006
⦁ Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
⦁ Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
⦁ Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
⦁ Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
⦁ Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
⦁ Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
⦁ Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
⦁ Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь