Образовательное учреждение и семья: взаимодействие в вопросах духовно-нравственного воспитания

0
190

Ходеева Анна Михайловна
заведующий
Суворкова Мария Борисовна
воспитатель
МБДОУ ДС №63 «Машенька»

 

В настоящее время, когда идет поиск духовных ценностей, особенно актуально обращение к опыту православной педагогики. В истории России государственное, общественное и семейное воспитание всегда складывались под влиянием православной культуры.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания также заключается в том, что маленький человек в современном мире живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка.

Опыт работы учреждения показывает, что одной из главных задач является формирование системы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством эффективного взаимодействия всех участников образовательного пространства – детей, педагогов, родителей. Системное, конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение традиций непрерывности и преемственности духовных и нравственных ценностей в детском саду и школе, требует новых форм работы, а подчас и обновления содержания родительско-педагогического сотрудничества.

С целью эффективного взаимодействия с семьёй необходимо учитывать основные принципы:

  • учёт информационно-педагогических потребностей родителей,
  • дифференцированность,
  • демократичность.

Наиболее эффективными формами работы являются:

  • индивидуальные (консультации и беседы);
  • коллективные (родительские собрания, совместные досуги, праздники и развлечения, выставки совместных работ);
  • наглядно-информационные (выставки детских работ, реклама книг, статей из газет, педагогическая видеотека и библиотека, оформление православного уголка для родителей).

Планируя работу по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, необходимо опираться на возрождение лучших традиций семейного воспитания, восстановления традиционного уклада жизни посредством создания и развития системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.

Одним из важных направлений является просветительское направление, которое предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч может быть посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи. Чаще всего родители нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей, поэтому их целесообразно приглашать на семинары-практикумы, мастер-классы. Эта форма работы дает возможность рассказать о методах и приёмах: чтение православной литературы, рассматривание иллюстрированного материала, беседы о прочитанном и другое. Большое значение имеет дифференцированный подход к семейному воспитанию.

Педагогическая практика показывает, что наиболее плодотворными формами работы продолжают оставаться индивидуальные формы.

Эффективной формой взаимодействия также, является привлечение семей воспитанников к оформлению тематических фотовыставок: «Родное Белогорье», «Именины в кругу семьи», к участию в выставках декоративно-прикладного творчества, к православным праздникам. Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и православного календаря с участием родителей и детей, обогащение совместного досуга экскурсиями.

Из опыта работы учреждения важно отметить, что одной из действенных форм деятельности по формированию нравственных личностных качеств дошкольников является организация и проведение совместных кукольных спектаклей, разработанных музыкальными руководителями учреждения.

Важной информационной составляющей является оформление для родителей православных уголков в приёмных, включающих информацию о православных праздниках и семейных традициях; литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Периодическое проведение: тематических выставок – фотографий, рисунков, творческих работ; составление буклетов и консультаций по темам: «Воспитание в семье», «Православные праздники», «Советы православных педагогов по воспитанию детей» и другое.

Особо значимыми в воспитании привычки к делам милосердия являются совместные благотворительные акции, которые формируют у детей чувства сострадания, сопереживания, соучастия.

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Ребёнок, открывая мир, раскрывает в нем и себя. И от того, кто идёт рядом с ним по жизни, кто учит его познавать этот мир, зависит многое.

Список литературы:

  1. Заболоцкий, Н.А. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1 Столбцы и поэмы/Н.А, Заболоцкий — М.: худож. лит, 1983. – 655с.
  2. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей; под ред. П.И. Пидкосистого. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.
  3. Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), Меньшиков В.М. Основы православной культуры. Мир – прекрасное творение. Научно-методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск, госуниверситет, 2008.
  4. Гладких Л.П. Развитие внутреннего мира ребенка. – Вестник ПСГУ IV; Педагогика. Психология. Выпуск 4 (11), 2008.
  5. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи – М.: Планета, 2000, 2003.

 

Материалы научно-практического семинара
 «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию  в современном образовательном пространстве ДОУ»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь