Средства и методы эстетического воспитания в системе дошкольной образовательной организации

0
106

Корнева Татьяна Александровна
Мигалева Марина Владимировна
воспитатели
МБДОУ ДС №72 «Акварель»

 

Понятие «эстетическое воспитание» тесно связано с термином эстетика. Эстетика (от греческого aisthetiris – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) – наука о наиболее общих закономерностях эстетического, в том числе художественного, освоения человеком действительности. [4, с.105].

По мнению ученых, мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в природе можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).

Общественная жизнь, труд людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания. Слаженный труд строителей вызывает у детей желание создать хорошую постройку, действовать дружно, быть внимательным друг к другу. Описание труда моряков, летчиков, учителей, врачей не только знакомят дошкольников с этими профессиями, но и вызывают желание подражать им. Все это отражается в их играх, способствует воспитанию нравственных и эстетических чувств. [3, с. 157- 162]

Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Многие ученые отмечают, что каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка.

Еще одним, не маловажным, средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Изобразительное искусство необходимо ребенку. Оно дает ему богатые зрительные образы.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия. Надо искать и находить золотую середину.

Изучив наиболее эффективные средства эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации, перейдем к изучению методов эстетического воспитания.

Метод – это путь достижения поставленной цели, способ решения задач [3, с. 32- 39].

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка. Немалую роль играют уровень подготовки, мастерство и способности воспитателя.

Эстетическую информацию ребенок получает по многим каналам (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). По тому, как дети получают эстетическую информацию, методы эстетического воспитания можно разделить: наглядные и словесные. Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности. На художественных занятиях воспитатель дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения. На практике применяются методы формирования наблюдательности, самостоятельных действий, планирования своей деятельности и реализации замысла. В зависимости от возраста, степени подготовленности, роста индивидуальных запросов и стремлений детей методы усложняются.

Необходимо отметить, что существует много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. [5, с. 13-18]

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий: – метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное, и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире [5, с. 87-92].

Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление – прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках.  Этот метод, можно считать, как методом наглядного приобщения, так и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка.

Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов. Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним.

Таким образом, рассматриваемые нами в статье средства и методы эстетического воспитания в дошкольной образовательной организации помогают пробуждать у детей чувство прекрасного, желание действовать по – своим, детским, но законам красоты. На современном этапе данные средства и методы являются эффективными и способствующими формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.

В целом лишь комплекс методов и средств может обеспечить полноценное эстетическое воспитание ребенка.

Список литературы:

  1. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. – М.: Инфра-М, 2000.
  2. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. – Академический проект 2005 – 240 с.
  3. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 1991 – 50 с.
  4. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
  5. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – Издательство: Аркти, 2008 – 74 с.

 

Участие – очное

Секция 1. “Методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников”

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь