Синюгина Юлия Николаевна
Шорстова Ольга Витальевна
воспитатели
МБДОУ ДС №41 «Семицветик»,
Старооскольского городского округа
Региональный научно-практический семинар «ДЕНЬ ЗЕМЛИ», формирование осознанно-правильного отношения детей к природе, экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Дошкольное воспитание – это начальное звено в экологическом образовании, поэтому в дошкольном детстве ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. У дошкольников формируются первые основы экологического мышления, сознания, так же закладываются начальные элементы экологической культуры.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент элементарных представлений и знаний о природе. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых элементарных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Природа оставляет в сознании дошкольника реалистические знания об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, и педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. В экологическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями и животными.
Продуманная организация знакомства с миром природы, прогулок, наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности дошкольника и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного и социального развития.
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ включает все, что доступно восприятию дошкольника и использованию им в практической деятельности.
Экологическая предметно-пространственная развивающая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности дошкольника по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде.
Экологическая предметно-пространственная развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке педагога.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда по экологическому воспитанию дошкольников в нашей возрастной группе эстетически оформлена и оснащена разными материалами и пособиями.
Это календари природы, дневник наблюдения за погодой, комнатные растения и необходимые инструменты по уходу за ними, дидактические игры, наглядно-дидактические пособия: репродукции картин известных художников, изображения экосистем, настольно-печатные игры,альбомы «Времена года», коллекции (семян, камней, ракушек, шишек, каштанов, желудей, косточек, круп), гербарий хвойных и лиственных растений, энциклопедии.
Предметно-пространственная среда по экологическому воспитанию позволяет:
- – наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
- – вести календарь погоды;
- – вести дневник наблюдений;
- – рассматривать картины и иллюстрации о природе;
- – играть в дидактические игры, с муляжами животных;
- – делать поделки из природного материала;
- – ухаживать за посадками «огород на подоконнике». В этом году мы вместе сажали лучок и семена цветов для последующего высаживания на клумбе.
Мини – лаборатория предназначена для организации детской элементарно-исследовательской деятельности в природе. Которая обеспечивает дошкольникам не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и дает возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы, что оказывает благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.
В мини-лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения разных исследований: лупа,весы, песочные часы, песок,глина, почва, сахар, соль, камни, магниты, ракушки, семена растений, крупы, пробки, бусины, мелки, различные палочки, трубочки, емкости и мн. др.
Организуя непосредственно-образовательную деятельность по экологическому воспитанию мы используем следующие формы работы с дошкольниками:
- – экскурсии в природу;
- – игры-путешествия;
- – викторины;
- – исследования;
- – наблюдения;
- – экспериментирование.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что насыщенная предметно-пространственная развивающая среда по экологическому воспитанию становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.
В связи с этим, развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса.