Значение дидактических игр в формировании экологического воспитания дошкольников

0
531

Долгих Ирина Валерьевна
Котлярова Надежда Васильевна
Ансимова Наталья Александровна
воспитатели
МБДОУ ДС № 67 «Аистёнок»
г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция – 2. Экологическое воспитание в дидактических играх.

название  – Значение дидактических игр в формировании экологического воспитания дошкольников

На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Основная причина этого – тотальная экологическая безответственность общества.
Экологическое воспитание в системе образования не перестаёт быть актуальным и важным фактором современного образовательного процесса. Для того чтобы соответствовать современным требованиям, нам, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром: с законами природы, животными и растениями. И большая работа по экологическому воспитанию лежит на работниках детских садов. Педагоги постоянно в поиске новых форм работы с детьми в данном направлении. Одной из эффективных и интересных форм работы является оформление тематической папки–лэпбука, дидактических игр и пособий на липучках.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в формировании общей культуры личности детей имеет экологическое образование. Продуманное системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
Главная цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
В практике дошкольного образования накоплено немало организационных форм, практических методов и средств экологического образования детей дошкольного возраста. Особенно важно использовать в работе с детьми такие современные средства экологического образования, которые предполагают вовлечение детей в различные виды деятельности, а также могут использоваться в разных организационных формах.
Опыт показывает, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлением. Поэтому, создание тематических лепбуков и дидактических пособий являются отличным подспорьем в решении этого вопроса.
В процессе освоения содержания экологических знаний дети овладевают и элементарным и (предметными) понятиями: «растения», «животные», «человек», «живой организм», «неживая природа», «среда», «сезон как время года», «природа» и др. Экологические знания, освоенные детьми в дошкольном образовательном учреждении, являются основой для последующего экологического образования в школе. Таким образом, в результате усвоения биологических закономерностей, дети получают новые знания, следовательно, идет косвенное развитие познавательной деятельности.
Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание помочь им, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности). Дошкольнику необходимо знакомиться с различными проявлениями красоты в мире природы: цветущие растения, сезонные изменения, пейзажи в различное время года и особенность природных явлений и др. Задача взрослого, в том числе и педагога, донести, чо в природе красиво все, что живет в полноценных (неиспорченных, неотравленных) условиях. Таким образом у ребенка будет формироваться сфера эстетических чувств и восприятия.
Лэпбук, представляющий собой интегративную тематическую папку или книжку-раскладушку с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, выполняет познавательную и развивающую функции для ребенка в увлекательной, ведущей для дошкольника деятельности – игре. Создание лэпбука – разновидность метода практико-ориентированных инновационных проектов и эффективное средство для совместной деятельности детей, педагогов и родителей, в процессе ознакомления детей с объектами и явлениями природы.
В экологическом лэпбуке могут быть собраны загадки, стихи, экологические сказки, пословицы о природе. Здесь же могут находиться разрезные картинки соответствующей тематики, дидактические настольно-печатные игры, пазлы, раскраски, лабиринты, кроссворды и ребусы. В доступной форме данное пособие знакомит детей с живой и неживой природой, природными ресурсами и их взаимосвязью с окружающим миром и непосредственно с человеком. Все это помогает детям раскрыть суть изучаемой темы.
Дидактическим играм необходимо уделять большое внимание, работа должна вестись планомерно и постоянно. Дидактические игры экологического содержания проводятся во время прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых, при обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников. Нужно вызвать у детей интерес к играм, к содержанию, желание внимательно рассматривать, играть.
Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами их свойств и качеств, особенностей и проявлений. Участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Усвоение дошкольником необходимых знаний о природе при помощи дидактических игр, никак не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, а экологические знания непременно войдут в их самостоятельную деятельность и игру.
В игре ребенок психологически готовится к реальным ситуациям в природе, овладевает приемами общения со сверстниками, взрослыми, объектами природы. Упор на дидактическую игру – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия, повышение познавательной активности. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию, сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным и направленным на получение ребенком собственным гуманным по отношению к природе опытом.

 

материалы в печатный сборник 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь