Байдина Наталья Александровна
Рец Мария Ивановна
Будникова Алеся Валерьевна
Воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»
Медиапространство является неотъемлемой составляющей жизни современного ребенка, начиная с раннего возраста. Медиаресурсы превратились в источник формирования представлений детей об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, социальных коммуникациях. Познавательная и исследовательская деятельность с привлечением технических средств является повседневным и привлекательным почти для каждого ребенка занятием, доступным способом получения интересных впечатлений и новых знаний.
Медиавоспитание занимает ключевые позиции в системе образования, поскольку позволяет детям более эффективно осуществлять организационно-управленческие и аналитические функции. Оно влияет на эмоционально-чувственное восприятие, формирование нравственных качеств.
Эффективность воспитания в медиапространстве проявляется в таких показателях, как:
- повышение познавательной активности и самостоятельности детей;
- улучшение успеваемости и позитивное восприятие учебного процесса;
- изначальная заинтересованность в поиске информации посредством медиа;
- умение ориентироваться в информационных потоках и, как следствие, возможность определиться в профессиональном плане;
- интеллектуальный рост благодаря наличию мотивационного компонента.
Кроме преимуществ воспитание с помощью медиапространства имеет и некоторые отрицательные стороны. В первую очередь к таким трудностям относятся недостоверность и искажение реальных фактов, невысокий культурно-этический уровень многих источников медиа, а также недостаточный контроль за ними [1].
Одна из важнейших задач родителей и педагогов – стать для детей грамотными и надежными проводниками в медиапространстве. Детское медиапотребление растет с каждым годом и постепенно превращается в бесконтрольное.
Полностью ограничить доступ к миру медиа не представляет возможным, но взрослые должны учить детей грамотно с ним обращаться [2].
Основные рекомендации родителям и педагогам по освоению ребенком медиапространства без негативных последствий:
- доверять только надежным источникам, учить прислушиваться к взрослым, если они рекомендуют отказаться от просмотра какого-либо материала, осознавать важность других сфер жизни;
- наполнить каждый день ребенка различными активностями, для того чтобы соблюдать баланс между реальным и медийным миром;
- развивать медиаграмотность, научить ребенка подвергать сомнению увиденное или прочитанное, не доверять всему подряд;
- превратить гаджеты в инструменты единения, например, для совместного просмотра документальных фильмов о природе всей семьей [3].
Медиапространство может оказывать положительное влияние на воспитание детей разных возрастных категорий и вызывать интерес к образовательному процессу. Работа в этой области должна вестись систематически и получить свое продолжение, поскольку может привлечь внимание дошкольников и школьников, помочь им отбирать нужные учебные материалы в большом массиве информации.
Список использованных источников
- Саввина, М.П. Мультимедиа-технологии в образовательном пространстве ДОУ как среда позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста / М.П. Саввина // В сборнике: Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи. Материалы VI региональной научной конференции молодых ученых. 2020. С. 158-162.
- Кларк, Дж. Много – это сколько? Как не избаловать любимого ребенка / Дж. Кларк, К. Доусон, Д. Бредехофт. – М. : Бомбора, 2022. – 368 с.
- Фабер, А. Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили / А. Фабер, Э. Мазлиш. – М. : Бомбора, 2021 – 336 с.