«На Дону и камешек подпевает…»

0
875

Шарикова Татьяна Михайловна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 6 «Сказка»
г. Белая Калитва,
Ростовская область

Материал принимает участие во Всероссийской Акции «По тропинкам народных традиций» в рамках Региональной научно-практической конференции «Культура и традиции народов России в образовании детей дошкольного возраста»

    Здравствуйте, меня зовут Шарикова Татьяна Михайловна, работаю музыкальным руководителем в детском саду  № 6 «Сказка»  города  Белая Калитва Ростовской области, представляю вашему вниманию мой проект «На Дону и камешек подпевает…»

    На протяжении многих лет работаю по теме «Музыкальное развитие ребёнка через освоение историко-культурного наследия Дона» Видя огромный интерес детей к народному творчеству, к его музыкальному наследию, мною была разработана программа «Лазорик».

    Только приобщая детей к истории, культуре  и традициям донского края можно успешно решать задачу воспитания будущих патриотов своей Родины, которые, дорожили её прошлым, знали и любили народную музыку.

Материал с моим опытом работы «Приобщение детей к истокам народной культуры» был опубликован в научно-практическом журнале «Воспитатель ДОУ» №4 2009г. и в научно-методическом пособии «Предшкольное образование в Ростовской области»

   Являюсь призёром и победителем профессиональных конкурсов на муниципальном, региональном и всероссийском уровне.

материалы в печатный сборник 

   Программа обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач. Это система специально – организованных мероприятий по развитию вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста  средствами казачьего  музыкального фольклора через виды музыкальной деятельности.

   Одна из сложных задач при исполнении казачьей песни – петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. Я объясняю детям, что недостаточно только правильно исполнять мелодию песни, нужно ещё и слушать соседа, стараться, чтобы песня «сладилась», а в народе говорят: «давайте, сыграем песню». Стремление к игре, к актёрству присуще детям. Игра доставляет им радость. Вместе с детьми мы разыгрываем в песнях разные по характеру и настроению сцены из жизни казаков.

    Богатство и разнообразие ситуаций и характеров игровых, казачьих песен позволяют активно использовать их для хореографических образов, танцевальных миниатюр, театрализованного действа и хореографии. помогаю освоить юным танцорам элементы казачьего танца, показывая через движения характерные особенности донских казаков. Участвуя в хороводе, ребёнок будто переносится в другой мир, становясь селезнем и уткой, соловьём и соколом, дедом Ермаком и коршуном. Здесь всё зависит от воображения юного артиста, его представлений.

    Сохраняя обычаи, традиции от поколения к поколению, мои воспитанники проявляют коллективное сопереживание, становятся добрее, отзывчивее.

    Наши маленькие казачки водят  хороводы, играют  с казачатами в оркестре на народных музыкальных инструментах, собранных из  предметов домашней утвари.

    Результат всей работы по музыкальному воспитанию в детском саду  и овладение казачьим фольклором дети представляют на утренниках, концертах.

    Одной из  популярных форм, используемых на праздниках, является фольклорный флешмоб, объединяющий детей и взрослых, способствующий приобщению к здоровому образу жизни. Уже стало традицией проводить в нашем детском саду народные казачьи праздники, где  дети проявляют совместные эстетические переживания, погружаются в атмосферу культурных ценностей и смыслов, впитывая культуру своего народа, перенимают прошлые культурные традиции.

   Частые гости и активные участники праздников – наши бабушки и дедушки, участники казачьего хора «Калитвяночка», вместе с нами поют, водят хороводы, передают специфику исполнения казачьего фольклора. Меня радует, что дети переносят полученные знания и умения от старшего поколения в сюжетно-ролевые игры. Напевая колыбельные, играя с куклами-дочками. Так происходит преемственность поколений.

  Воспитывая детей, которые осознавали бы себя частью великой страны, любили её, дорожили её прошлым, знали и любили музыкальный фольклор и музыку композиторов Дона невозможно без исполнения народных песен. Но трудность заключается в том, что детский фольклорный песенный репертуар очень скуден, тексты же песен, исполняемыми взрослыми сложны для понимания, а тем более для исполнения маленькими певцами.

   2019 год  был объявлен в Ростовской области годом народного творчества на Дону. А 2022 год – 80 лет нашей Ростовской области, 2023 год – 100 лет родному Белокалитвинскому району! В помощь музыкальным руководителям города и района мною собран и издан сборник «Лазорики», куда вошли доступные по содержанию и  изложению русские народные и местные казачьи песни, адресованные детям.

   Моя цель – собрать русские народные и местные казачьи песни, доступные по содержанию и изложению детям, возрождая и сохраняя лучшие традиции казачьей культуры.

  Предлагаю вашему вниманию сборник популярных народных песен, адресованных детям, с учётом особенностей детского голоса, которые могут исполняться как сольно, так и коллективно, без сопровождения и с простым аккомпанементом.

Пойте, играйте, получайте удовольствие –
народные песни вечны!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь