Трудовая деятельность – важный фактор развития личности ребёнка

0
673

Котенева Т.В.,
Воронкова С.А.,
Полетаева И.В.
воспитатели
МБДОУ ДС № 33 «Снежанка», г. Старый Оскол

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция – 15. Трудовое воспитание

название – Трудовая деятельность – важный фактор развития личности ребёнка

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства, поэтому именно в дошкольных учреждениях должны быть заложены истоки тех потенциальных возможностей, последующее развитие, которых на разных ступенях воспитательно-образовательного процесса, в конечном итоге обеспечит желаемую педагогическую отдачу – формирование нового человека – отмечает Г.Н. Година.

Создавая предметно-развивающую среду в группе, мы учитывали, чтобы у каждого ребёнка была возможность проявить себя в том или ином виде трудовой деятельности. Трудно представить быт русского народа без трудовой деятельности. Всю жизнь людей на Руси сопровождал труд. Именно поэтому устное народное творчество посвящено труду, и благодаря этому, воспитывая у своих детей интерес и желание к труду, формируя нравственно-трудовые качества воспитанников, мы используем в работе с детьми потешки, сказки, загадки, песни, пословицы, поговорки, народные приметы. Все они оформлены и успешно применяются в работе.

С целью расширения представлений о разных профессиях взрослых, об особенностях их трудовой деятельности, пополнили книжный уголок, в котором размещены иллюстративный материал, подборки книг, фотоальбомов, книжек-самоделок, созданных детьми и их родителями.

материалы в печатный сборник 

Оборудованный в группе уголок природы, включает в себя необходимый инвентарь по уходу за растениями и обитателями живого уголка. Также здесь хранится собранный детьми и родителями природный материал, который необходим для совместной продуктивной деятельности по ручному труду.

Зона для сюжетно-ролевых игр наполнена необходимыми атрибутами, предметами-заместителями, которые заменяют настоящие, используемые взрослыми в процессе труда. Эта зона важна и необходима, потому что именно в игре, в специально созданных условиях, дошкольники воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Этот опыт в дальнейшем поможет им во взрослой жизни.

 Оформленный уголок дежурства помогает привлекать ребёнка к выполнению трудовых поручений, имеющих общественную значимость для коллектива, что, в свою очередь, способствует нравственному воспитанию дошкольников. Для работы в летний период на территории детского сада, отведены две грядки на огороде для совместной трудовой деятельности по посадке овощных культур и уходу за ними, а также клумба для выращивания цветущих растений.

В группе отведено место для дидактических игр, среди которых много игр по ознакомлению детей с трудом взрослых (профессиями, орудиями труда (инструментами, трудовыми действиями, необходимыми для той или иной деятельности).  Их использование в работе позволяет закрепить знания детей об особенностях труда взрослых разных профессий, об инструментах и оборудовании так необходимых взрослым для осуществления трудовых действий. Кроме этого, названные дидактические игры способствуют развитию познавательного интереса воспитанников и формированию их нравственно-трудовых качеств.

Уголок изодеятельности наполнен раскрасками разной тематики: «Инструменты», «Посуда», «Транспорт», «Овощи», «Времена года», трафаретами и шаблонами, которые формируют у детей умение отражать своё восприятие труда взрослых в рисунках, создавать отдельные предметы с помощью пластилина. Это способствует углублению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к человеку-труженику.

Уголок театрализованной деятельности, с различными видами театра, помогает дошкольникам выполнить имитационные трудовые действия, проявить свои личностные качества при обыгрывании персонажей сказок.

 Свою работу с воспитанниками мы строим исходя из интересов детей, с учётом индивидуальных особенностей и уровня развития ребёнка, продумываем дифференцированные задания для детей, что обеспечивает заинтересованность всех воспитанников в выполнении заданий.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов развития личности ребёнка. Включаясь в трудовой процесс, ребенок меняет все представления о себе и об окружающем мире. Под влиянием успехов в трудовой деятельности, меняется самооценка, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

Библиографический список

  1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства// Нравственно- трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987.-821 с.
  2. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и -4. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. М.: Просвещение, 1987. – 694 с.
  3. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольников в труде- М.: Просвещение,1999.-192 с.
  4. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1997. – 96 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь