РОЛЬ ИГРЫ И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС

0
971

Пушкова Наталья Александровна
воспитатель
Буравлёва Эльвира Викторовна
тьютор
МБДОУ ДС №45 «Росинка»
Старооскольского городского округа

Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции  «Профессиональное саморазвитие педагога»

секция – 19 Основные психолого-педагогические принципы обучения

название – РОЛЬ ИГРЫ И СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАС

С раннего возраста у детей с РАС появляются проблемы, связанные с социальными навыками (подражание, ориентация на социальные стимулы, распознание эмоциональных состояний окружающих людей, участие в играх, требующих воображение и подчинение общим правилам). В старшем дошкольном возрасте, даже если у ребенка развита речь, что встречается очень нечасто, дети редко первыми идут на контакт с окружающими, быстро истощаются от общества людей, чаще всего не понимают сложную инструкцию, с трудом осваивает речевой этикет («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и т. д.). Огромная часть речевых проблем связанна с тем, что дети с РАС не понимают, что речь можно использовать для общения, передачи информации, решению социальных вопросов. При работе с такими детьми основные трудности в обучении связаны с неконтактностью ребенка, как с другими детьми, так и с взрослыми. Поэтому одна из основных задач педагога и родителей повысить речевую активность ребенка.

Расстройство аутистического спектра (РАС) характеризуется нарушением социального взаимодействия и коммуникации у детей. Однако социальное взаимодействие и игра могут сыграть важную роль в развитии социальных навыков и улучшения качества жизни детей с РАС.  Мы хотели бы рассказать о важности социального  взаимодействия в развитии социальных навыков и предложить стратегии, которые мы используем для развития и поддержки таких детей.

Неотъемлемой частью дошкольного возраста является игра, и она имеет ключевое значение в развитии социальных навыков. Для дошкольников с РАС игра становится важным компонентом, помогающим улучшить взаимодействие с окружающими и освоить социальные навыки.

материалы в печатный сборник 

Через развитие воображения и сюжетно – ролевые игры дети практикуют различные сценарии  и взаимодействуют с окружающими. Взяв на себя роль, дошкольники обучаются пониманию эмоций, эмпатии и сотрудничеству.

В кооперативных играх дошкольники с РАС могут взаимодействовать с другими детьми для достижения общих целей, способствующих развитию навыков совместной работы или даже командной игры. Такая игра позволяет прививать навыки сотрудничества и привыкания к социальной действительности.

Социальные игры дают возможность дошкольникам с РАС взаимодействовать с социальными нормами, такими как общение, друг с другом, совместное слушание, выполнение заданий. Такие игры могут быть, как специально подготовлены и содержать порядок конкретных игровых действий, так и спонтанно возникшие, в зависимости от обстановки.

Структура таких игр для детей с РАС является особенно важной. Игровые правила, сценарии могут быть представлены как с помощью картинок, так и последовательных действий и ожиданий, что помогает следовать инструкциям и педагогам и воспитанникам.

 Педагоги и специалисты выявляют интересы детей и предпочтения и обращают внимание на это для стимуляции и развития социальных навыков, позволяющим детям с РАС, социально взаимодействовать.

На первоначальных этапах в этом нам помогают игровые ситуации, которые мы проводим на занятиях и в режимных моментах. Сначала устанавливаем контакт с аутичными детьми, через преодоление страха, путем поощрения и минимальной активности. На втором этапе происходит усиление активности детей, требующие от педагогов почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе занятия. На третьем этапе важной задачей для нас является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Для осуществления данных этапов мы используем карточки: «Игрушки», «Домашние животные», «Дикие животные», «Продукты», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель» и другие.

Рассматривая карточки «Игрушки» дети впервые узнают об игрушках, с которыми раньше не были знакомы, или они им были не интересны. Учатся выполнять действия с ними, находят их в группе и начинают с ними играть. С помощью таких карточек  как «Домашние животные» дошкольники обучаются звукоподражанию. Показываем картинки с изображением коровы, лошади, свиньи, даем звукоподражания на этих животных: му-му, и-го-го, хрю-хрю, играем с фигурками, кормим, озвучиваем. С помощью карточек «Овощи и фрукты», знакомим детей с обобщающими словами «Овощи», «Фрукты» и что входит в каждую группу. Затем задания усложняем: сварим компот с красных яблок; из чего сварим борщ? Приготовим салат с любимых фруктов. Какие фрукты ты любишь? Занимаясь с карточками «Транспорт» знакомим с видами транспорта, специальными автомобилями и их назначением. Затем учим слова-действия: самолёт – летит; автомобиль – едет; лодка – плывет. Строим гаражи для нашего транспорта, перевозим животных, спешим на помощь к заболевшему лисенку, вовлекаем в игру, обучаем игровым действиям, знакомим с Правилами дорожного движения. Используя карточки «Посуда», знакомим с ложкой, вилкой, тарелкой, чашкой, отрабатываем подражание, с опорой на картинку: Пришла Маша села и всю кашу сьела ам-ам-ам! Варим суп в большой кастрюле, для всех друзей и пьем чай из красивого зеленого чайника. Все наши действия проговариваем с детьми, а позже замечаем, что наши воспитанники совершают игровые действия с предметами уже самостоятельно.

Игра и социальное взаимодействие играют значительную роль в развитие социальных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Игра представляет детям важность практиковать социальные сценарии, развивать воображение, коммуникативные навыки и эмпатию. Социальные игры и групповые активности способствуют сотрудничеству, развитию навыков решения проблем и управлению конфликтами. Визуальные поддержки и структура игры, помогают детям с РАС ориентироваться в игровом процессе и следовать правилам.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь