Мацукова Наталья Николаевна
Филипская Светлана Викторовна
Гуменюк Марина Николаевна
Ходаева Марина Геннадиевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 42 «Малинка»
город Старый Оскол, Белгородская область
Материал принимает участие во Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное саморазвитие педагога»
секция 3. Изучение природы в целях эстетического воспитания.
название – Значение природы в эстетическом воспитании дошкольников
Сегодня одна из важнейших задач, которая стоит перед педагогами, это проблема эстетического воспитания, развития личности и формирования ее эстетической культуры. Данная проблема разработана достаточно глубоко в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
В настоящее время, умение видеть природу – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, а для того чтобы ощущать себя частью целого, каждому человеку необходимо постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым, ведь гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяя ему оценить окружающую действительность, выделять красоту окружающего нас мира, влиять на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.
Понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
Основные положения эстетического воспитания:
- – это формирование эстетических вкусов и идеалов личности;
- – это процесс целенаправленного воздействия;
- – это развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного;
- -это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, эстетического отношения детей к действительности и искусству, параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, настойчивости, дисциплинированности, организованности, воли.
Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без природы – этого самого естественного источника красоты. Природа – не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Ведь природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Природа оставляет глубокий след в душе каждого ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.
Ребенку необходимо получить первоначальные знания о природе, отражающие действительность, которые затем лягут в основу формирования у него материалистического мировоззрения. Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. Рассматривая, обдумывая, сравнивая, сопоставляя, ребенок одновременно развивает свое мышление и речь.
В нашем детском саду ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях и в игровой деятельности, так и в повседневной жизни – в уголке природы и на участке группы во время прогулок.
Особое место занимают экскурсии в лес, парк, сквер. В этом нам очень помогают родители наших воспитанников. Экскурсии могут показать детям, какие изменения происходят в природе в разное время года.
На развитие эстетических чувств детей влияет знакомство и общение с животными.
Экологические сказки помогают не только привить любовь к природе в целом, и к животным в частности, но и способствуют осознанию детьми необходимости, сохранять и заботиться о ней.
Закрепляя знания о природе и природных явлениях, развиваем эстетический вкус в художественном творчестве.
Работая с природными материалами, расширяем знания о природе, также это влияет на развитие умственных способностей через тактильные восприятия и помогает развитию мелкой моторики рук.
Таким образом, эстетическое воспитание дошкольников в общении с природой должно занять ведущее место в системе воспитания.
Общаясь с природой, методически правильно организованный труд, эстетическое восприятие явлений природы, способны обеспечить эстетическое развитие детей, что всесторонне развивает личность, которое соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство.