Ткаченко Ирина Викторовна,
музыкальный руководитель
Другова Валентина Ивановна,
Бородина Ольга Николаевна,
воспитатели
МБДОУ ДС №2 «Колокольчик»
Старооскольского городского округа.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых как средство сохранения психологического здоровья детей. Одной из форм, является сказкотерапия: ребёнок и взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребёнком, а затем находят пути их решения. Сказкотерапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми, у которых присутствуют различные эмоциональные проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.
Наш творческий коллектив ищет новые пути взаимодействия человека и природы. Поэтому мы обратили внимание на экологические сказки. Ведь природа является кладезем мудрости, красоты, совершенства. Арт-эко-объект «Сказки старого пня» предназначен для детей дошкольного возраста, как новая форма познавательно-речевого развития, воспитания экологического сознания дошкольников. Старый мудрый пень рассказывает экологические сказки ребятам и предлагает им попробовать себя в сочинительстве, в творчестве. Сотворчество, как известно, само по себе обладает целительной силой.
Арт-эко-пень изготовлен из подручных, природных материалов, ненужных вещей. Насекомые, звери выполнены из использованных пакетиков чая, кофейной гущи, желудей, бутылочек из-под детского питания, чёрного и красного перца, пуха, перьев, палочек для суши. Подиум – пластиковый поднос из-под торта, округлой формы. Дети старшего возраста населяют пень всё новыми и новыми жителями, изготавливая их из ненужных вещей, из бросового материала. Арт-объект многофункционален и поливариативен. Используется как в группе, так и на участке детского сада, садового участка, во дворах микрорайона. Опробован и обыгран с детьми старшего дошкольного возраста. Предназначен для неравнодушных родителей и педагогов.
У нас получились интересные сказки: «Муравьишкины друзья», «Палка-палка выручалка», «Спор растений», «Друзья леса», «Лягушкина колыбель», «Сказка о листьях-крылатках», «Маленький росточек». Предлагаем отрывок из сказки, придуманной Алисой.
«Мудрое дерево».
Ярким весенним утром выглянуло солнышко и промолвило: «Где-то, в одном детском саду, под землёй, на участке, спит маленькое зёрнышко». Решило солнышко его разбудить. Солнце поднялось повыше на небе и стало светить ярче.
— Зёрнышко, просыпайся. Выпусти росток. Выходи цвести в сад.
— Но я не могу, земля очень твёрдая, наверху сильный ветер.
— Я знаю, кто тебе может помочь. Мы позовём дождик.
Тёплый, весенний дождик с радостным громом поливал землю…
Привлекая детей к творчеству, сочинительству, художественному самовыражению, помогаем увидеть, подметить, согласиться, подчеркнуть своеобразие сочинённой сказки. Тем самым опосредованно «подарить» ребёнку его собственную индивидуальность, как ценность.
Наша коллективная авторская работа – арт-эко-объект «Сказки старого пня» стала лауреатом первой степени муниципального творческого конкурса экологического дизайна «ХЛАМ-АРТ». Творческий коллектив нашего сада для проекта «Берегиня» наметил разработку ещё одного арт-объекта «Кленовая музыкальная аллея».
Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить с детьми возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!