Паршина Ирина Викторовна
тьютор
Башманова Любовь Петровна
учитель-логопед
Кузнецова Надежда Дмитриевна
тьютор
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа
Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»
На данный момент прикладной анализ поведения (АВА) является одним из наиболее активно применяемых подходов в работе с не говорящими детьми. Как научить ребенка с аутизмом коммуникации с взрослыми и сверстниками? На помощь специалистам приходят карточки РЕСS.
PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.
Прежде, чем начать работу по введению карточек, необходимо научить ребенка просьбе.
Для этого специалист формирует у подопечного указательный жест. Если жест не сформирован, и ребенок не может просить, работа начинается с самой сильной подсказки – физической. Педагог фиксирует указательный палец ребенка и помогает показать то, что необходимо воспитаннику на данный момент. Затем степень подсказки снижается до частичной (педагог дотрагивается до локтя ребенка), постепенно снижая ее до самостоятельной. После того, как жест будет сформирован, можно приступить к введению карточек. На предварительном этапе собираем данные о мотивационных стимулах, то, что ребенок берет постоянно (ложка, батут, книга, мяч). После того как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы: фото или карточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (предпочтительный размер 5х5 см), липучки. папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как листы в книге. В процессе обучения карточки нужно будет периодически обновлять и пополнять. Обучение дошкольников использованию системы карточек РЕСS разбивается на несколько этапов.
На первом этапе с ребенком работают двое специалистов. Один выступает в роли Феи.
С самого начала учим обращаться со спонтанной просьбой (то есть, когда ребенку что-то очень хочется). Основной целью первого этапа обучения РЕСS – научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку для того, чтобы получить тот предмет, который он хочет. Один из коммуникативных партнеров сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который тот хочет получить. Второй специалист «Фея» – находится позади ребенка и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ее взять и передать коммуникативному партнеру. Для того чтобы не подавить инициативу ребенка, ни один из взрослых не обращается к ребенку с вопросом «Что ты хочешь?». Важно, чтобы оба взрослых молчали. Коммуникативный партнер может приблизить карточку, чтобы пробудить инициативу подопечного, но при этом должен быть молчалив. Второй взрослый «Фея», внимательно следит за движением руки ребенка к предмету и как только это произойдет, старается направить руку ребенка к карточке, взять ее и передать первому взрослому. Все это молча. Когда ребенок кладет карточку в руку «коммуникативного партнера»» – только после этого первый взрослый озвучивает просьбу ребенка (например – печенье)
На первом этапе целью является не выбор предмета, а само действие подачи карточки.
Как понять, есть ли у ребенка мотивация для получения данного предмета? Как только он протянул руку, предмет дается без карточки, в следующий раз коммуникативный партнер держит его перед ребенком, он тянется и тут вступает в действие «Фея». «Фея» направляет руку ребенка и тот получает желаемое. Коммуникативный партнер проговаривает желаемое, показывая карточку – (например, «Печенье»)
Что делать, если воспитанник не проявляет больше инициативу? Просто перейти к следующему по списку стимулу. На первом этапе желательно отработать весь репертуар стимулов. Но! Каждый раз только по одному предмету и только с одной карточкой.
Если ребенок не смотрит на карточку, просто по перемещайте ее по столу. В процессе обучения важно, чтобы «коммуникативный партнер» и «Фея» менялись местами.
После того, как воспитанник научиться показывать 10- 25 карточек можно переходить ко второму этапу обучения.
Цель второго этапа обучения настойчивость при возникновении препятствий. Важно научить ребенка путешествовать. На втором этапе воспитанник может ходить с карточкой. Но для начала лучше научить подходить к педагогу и отрывать карточку там, где педагог. Педагог каждый раз уходит в разные стороны, может отвернуться. Ребенок путешествует с книгой. У каждого дошкольника она своя. Подсказки стараемся не использовать, постепенно удаляясь от альбома. Если ребенок подошел к педагогу и просто стоит, не нужно говорить «принеси карточку». Нужно положить книгу и стать рядом. Занятия должны быть динамичными, можно чаще менять стимулы. Фея и коммуникативный партнер часто меняются местами для того, чтобы ребенок учился различать у кого стимул, не ориентируясь на партнера. Фея помогает воспитаннику привлекать внимание коммуникативного партнера: помогает дотронуться до руки педагога. Важно научить ребенка перемещаться из помещения в помещение с использованием «шейпинга» (книга с собой). Если ребенок пришел без карточки или книги, не нужно говорить: «Принеси книгу». Важно научить ходить и просить желаемое с ее помощью.
После того. как второй этап будет усвоен можно переходить к третьему. Этот этап предусматривает обучение различать карточки. У ребенка в альбоме две карточки. Одна с сильным стимулом, вторая с нейтральным. Из двух предложенных карточек дошкольник выбирает ту, которая символизирует предмет, наиболее предпочитаемый в данный момент. Важно менять карточки местами, для того. чтобы не закрепить визуального расположения карточки. Если ребенок принес карточку желаемого объекта, он его сразу получает. Принес не ту карточку, в любом случае получает то, что нарисовано на карточке, то есть не то, что хотел. После того. как дошкольник научился отличать желаемый объект от не желаемого, процесс обучения переходит на следующий этап.
На четвертом этапе ребенку предлагается выбрать желаемое из двух мотивационных стимулов. Процесс обучения начинается с того, что на подносе стоят два стимула и лежит книга с карточками этих стимулов. Задача ребенка показать коммуникативному партнеру стимул с помощью карточки и правильно выбрать его на подносе. Если ребенок ошибается и выбирает не тот объект, который на карточке на помощь приходит Фея и блокирует руку ребенка. Карточка кладется на место в альбом, а воспитаннику предлагается повторить попытку снова. Важно – все карточки с другими стимулами убираются из книги.
Мы надеемся. что наш опыт работы поможет специалистам и родителям, воспитывающим детей с РАС улучшить качество жизни ребенка, социализирует их в обществе и поможет общению, поскольку с помощью этих карточек ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове, что способствует дальнейшему развитию речи.
Список литературы
- Особые дети Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройством аутистического спектра и другими особенностями развития / Ольга Мелешкевич, Юлия Эрц – Издательский Дом «БАХРАМ – М», 2020. -208с.
- Детский аутизм и ABA: ABA (Applied Behavior Analisis) : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения / Роберт Шрамм ; пер. с англ. 3. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова.— Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. — 208 с.