ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПРИ НАЛИЧИИ АУТИСТИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ

Саркисова Каринэ Лентушевна
Попова Екатерина Дмитриевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа

Материалы Регионального научно-практического семинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Каждому родителю приятно наблюдать за тем, как его ребенок улыбается, смеётся, бормочет и реагирует на происходящие вокруг него. Дети тоже любят это внимание, постоянно окружающее их. На самом деле такое поведение детей и родителей – не только проявление любви, но и необходимое условие развития. Однако есть дети, которые не любят обращать внимание на окружающих и, словно живут в своём собственном мире. Они не стремятся познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. Часто у таких детей возникают проблемы в общении и социальной адаптации. Ребенок, у которого проявляются симптомы, схожие с перечисленными, болен аутизмом. Дети – с расстройством аутистического спектра не охотно идут на контакт, речь у них либо отсутствует, либо монотонная и непродолжительная, движения тела «заученные», стереотипные. Не стоит воспринимать их как лучших или худших, в отличие от обычных детей, они другие. Детям – с расстройством аутистического спектра крайне сложно найти связь с окружающим миром, у них отсутствует желание зрительного контакта, любознательность и интерес ко всему вокруг. Активность у таких детей минимальная, в отличие от их сверстников.

Вся коррекционно-развивающая работа начинается со встречи с родителями, с которыми мы остаемся в контакте на протяжении всего периода сопровождения семьи. Для такой работы нет единого рецепта, общего лекарства, которое бы помогло всем одинаково в каждом конкретном случае, с каждым конкретно ребенком. С каждой конкретной семьёй разрабатывается своя программа реабилитации, причём программа комплексная, в реализации которой задействованы несколько специалистов. Такое взаимодействие, несмотря на короткий курс реабилитации, позволяет достичь положительных результатов в работе. Зная закономерности развития детей – с расстройством аутистического спектра и имея определённый опыт работы, можно научить их многому.

Любое коррекционное занятие с ребенком должно ориентироваться на возможности его непроизвольного внимания. Если с самого начала настаивать на выполнении ребенком инструкций педагога, требующих произвольного сосредоточения, сформируется стойкий негативизм ребенка по отношению к занятиям и к самому педагогу.

Коррекционная работа с каждым ребенком проводится индивидуально и начинается с установления контакта как тактильного, так вербального. Для этого необходимо завоевать доверие ребёнка, восстановить и укрепить потребность эмоционального общения. Добиться положительных результатов на этом этапе работы с детьми РАС помогают коммуникативные игры и игры на подражание, такие как «Твоя ладошка», моя ладошка», «Ладушки», «Покатаем мяч», «Покажи нос, «Наши ручки» и др.

Заметили, что дети с расстройством аутистического спектра любят манипулировать предметами, при этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета, гладкая, лакированная поверхность, звук, который издаёт игрушка. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты мы можем объяснить активный интерес детей РАС к предметам: им нравиться трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Поэтому для развития коммуникативных навыков у детей – РАС внимание уделяется сенсорным играм цель, которых – дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительными, слуховыми, тактильными, двигательными, обонятельными, вкусовыми. Проведение специально организованных сенсорных игр с расстройством аутистического спектра ребенка даёт новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Исходя из положения, что мир предметов и их свойств значим для ребенка РАС, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает удовольствие, которое проявляется во всем его облике, а также в степени целеустремленности (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия). Отсюда вытекает цель проведения с РАС ребенком специально организованных сенсорных игр – создание эмоционального положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие педагога. Таким образом, во-первых, предлагают ребенку пережить новое ощущение, во-вторых, проживаем это ощущение вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом педагога. И если разделить с ребенком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребенок станет доверять и с готовностью пойдет на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребенка, получаем возможность посредством эмоционального комментария внести в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребенка.

материалы в печатный сборник 

В заключении хочется сделать акцент на качествах, которыми должен обладать специалист, работающий или желающий начать работу с детьми с расстройством аутистического спектра. Прежде всего, он должен быть предельно гуманным, принимающим, терпеливым, гибким, умеющим ставить себя на место другого, находить позитивное, умеющим верить в себя и в результаты предстоящей работы. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с аутичным ребенком, надо суметь войти в его мир, понять, чего он хочет, с уважением относясь к его желаниям. И – научиться смотреть на мир его глазами. Кроме того, специалист должен быть эмоционально устойчивым, ведь аутичные дети сверхсенситивны, интуитивны. Дети чувствуют, когда взрослый раздражен, возбужден, взвинчен, недоброжелателен. И тем, кто хочет помочь этим детишкам, хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу жизнь эти дети приходят проверить нас на человечность.

 

Скачать (PDF, 1.21MB)

 

 

Список литературы:

  1. Аутичный ребенок проблемы в быту: Методические рекомендации [Текст] / Науч. ред. М. Ю. Веденина. – М. Владос, 1998.
  2. Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей [Текст] / О. С. Аршатская // Дефектология, 2005, № 3, – С. 27-30.
  3. Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии [Текст] / под ред. Г. А. Урунтаева. – М. Просвещение, 1995.
  4. Баенская, Е. Р. История развития [Электронный ресурс] / Е. Р. Баенская.
  5. Баенская, Е. Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста [Текст] / Е. Р. Баенская // Дефектология, 1999, №1, – С. 47-54.
  6. Башина, В. М. Аутизм в детстве [Текст] / В. М. Башина. – М. Научный Центр Психического Здоровья РАМН, 2000.
  7. Башина, В. М. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом [Текст] / В. М. Башина. – М. Научный Центр Психического Здоровья РАМН, 2000.
  8. Бейкер, Б. Л. Путь к независимости [Текст] / Б. Л. Бейкер. – М. Норма, 1997.
  9. Берншнейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений. избранные психологические труды [Текст] / Под ред. В. П. Зинченко. – М., 1997.
  10. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активность [Текст] / Под ред. О. Г. Газенко. – М. Наука, 1990.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь