Развитие навыков общения дошкольников посредством технологии волонтерства

0
1103

Шапорова Ольга Михайловна
Коровина Ирина Иолиевна
воспитатели
МБДОУ ДС №16 «Ивушка»
г. Старый Оскол

Материал для Всероссийской научно-практической конференции “Интегрированные формы организации детской деятельности. Волонтерство в условиях ДОО”

        В соответствии с приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Привлечение к участию в добровольческой деятельности и возрождение духовности одно из ведущих направлений системы гражданского образования.

        В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом, а экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его речевого развития. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание — дефицит концентрации внимания, которое особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.

            Технология волонтерства — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

       Важным моментом в организации волонтерского движения считаем обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Поэтому, была разработана программа по обучению волонтеров, построенная на интерактивных методах обучения и проведена консультация для педагогов по их применению в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Прежде всего, это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие воспитателя и ребенка, а также детей между собой. Для того, чтобы вызвать у детей ощущение «взрослости», а на его основе стремление к решению новых, более сложных задач общения и деятельности: мы поможем научить малышей тому, что умеем сами; мы – помощники; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе.

        Такие мотивы охотно приняли старшие дошкольники. Набралась группа детей, желающая быть волонтерами.      Вначале готовили волонтеров к работе с младшими дошкольниками и детьми раннего возраста. Волонтеры стали регулярно ходить к малышам, где помогали раздеваться, одеваться, играли с ними. Посещая малышей, проводили беседы, занятия, игры, театрализованные представления. Создавали ситуации, которые побуждали детей активно применять свои знания и умения, ставили перед ними все более сложные задачи, поддерживали желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Побуждали ребят замечать состояние человека (обижен, огорчен, скучает, не хочет общаться) и проявлять сочувствие, готовность помочь. На занятиях с волонтерами организовывали индивидуальную, парную и групповую работу, использовали творческие работы.

материалы в печатный сборник 

        В рамках нашего ДОУ работа по данной технологии ведется по следующим направлениям: привитие культурно-гигиенических навыков, игровая деятельность, трудовая деятельность, театрализованная деятельность.

         По возможности, мы старались заниматься с детьми во всех режимных моментах, в течение всего дня.  Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей. В ходе работы мы отметили, что и старшие, и младшие дети с удовольствием вместе играют. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру с другими детьми, им передается их эмоциональный настрой, а значит, у них возникает желание активно участвовать в речевом общении.

      Итак, работа над развитием коммуникативно – речевых навыков детей дошкольного возраста с помощью технологии волонтерства даёт положительные результаты. Наши дети уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным. Выходя из стен детского сада, наши дети, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеемся, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

 

Скачать (PDF, 1.32MB)

 

 

Список литературы

  1. Гришаева, Н.. П. Как стать самостоятельным // Комсомольская правда, –  – 3 с.
  2. Гришаева, Н.. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие, – М.: Вентана – Граф, – 2016. – 184 с.
  3. Клешина, С.А. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада // Журнал Детский сад: теория и практика, – 2013. – №5, – 98-99 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь