РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елисеева Лидия Витальевна
Пожидаева Екатерина Анатольевна
Буткевич Инга Сергеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 28 «Ладушки»
Старооскольского городского округа

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация, развитие  коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребёнку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем – школы.

Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Без полноценного общения ребёнок не сможет социально адаптироваться в обществе, также это отразится на интеллектуальном развитии и формировании личности в целом.

Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приёмы.

Рекламное сообщение     

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции ребёнка дошкольного возраста является актуальной проблемой современной дошкольной педагогики, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Очень часто педагог сталкивается с рядом противоречий:

-между стремлением у дошкольников общаться и недостаточным уровнем развития коммуникативных навыков;

-между необходимостью развития партнёрских отношений и существующей у большинства детей внутренней зажатостью;

-между активным интересом детей к театрализованной деятельности и примитивностью и «свёрнутостью» импровизации, бедностью используемых для создания образа средств выразительности.

Преодоление этих противоречий возможно путём ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

В своей работе мы используем просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; упражнения, способствующие развитию навыков общения, межличностных отношений; упражнения для социально-эмоционального развития детей; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика, скороговорки); задания для развития речевой интонационной выразительности; игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;  упражнения на развитие детской пластики; ритмические минутки (логоритмика); пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

Мы включаем игры на развитие творческого воображения. Детям предлагается изобразить кого-либо или что-либо (собаку, зайца, курочку, и др.). Если ребёнку мешает скованность, страх, выручают коллективные задания. Постепенно игра усложняется, предлагаются контрастные задания: изобразить старого медведя и медвежонка, злую собаку и беззащитного щенка и т.д.

Детям очень нравятся ритмичные движения пальцами. С помощью пальцев можно разговаривать с детьми: «Пошли пальчики гулять», «Дружат в нашей группе…». У игр пальцами много преимуществ: «всегда при себе», помогают чувство ритма, воображение, развивать координацию движений рук, мелкую моторику, согласовывать движения и речь, формируют правильное звукопроизношение, умение быстро и чисто говорить, знакомят с понятием числа.

Дети с удовольствием выполняют задания на развитие игрового творчества. С помощью взрослого сочиняют сказки, рассказы, придумывают диалоги действующих лиц с помощью настольных театров, резиновой игрушки, мелкой мягкой игрушки, настольного плоскостного театра. Для детей очень интересны игры на импровизацию диалогов из сказок. В разные виды занятий  включаем игры на развитие памяти и внимания: «Запомни своё место, позу», «Делай, как я!», «Будь внимателен!».

Практикуем разные виды театрализованных игр: чтение в лицах, игры на темы литературных произведений, игры-спектакли, игры с настольным, кукольным, плоскостным театром.

Привлекаем детей к обыгрыванию несложных песенок и стихотворений, сказок и рассказов: «Два весёлых гуся», «Кисонька-мурысонька» и др. Действия их подражательны, чрезвычайно насыщены и несут в себе большой положительный эффект.

Дети охотно подражают взрослым, осваивают разнообразные виды движений, обучаются управлять игрушками и постепенно начинают использовать знания в самостоятельной деятельности. Ребята с желанием инсценируют любимые сказки «Маша и медведь», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Волк и козлята», «Три поросёнка».

Детям предлагаем этюды на общение, направленные на развитие коммуникативных способностей. В данных этюдах разыгрываются ситуации, вызывающие наибольшие затруднения. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, предлагаем начинать с «кукольных» разговоров и сценок, т.к. использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на другой объект (игрушку).

Особый интерес вызывают  этюды на развитие актёрского мастерства:

– «Покажи, не называя». Детям предлагается показать персонаж любой сказки, не называя его (например, дедка тянет репку).

– Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа по выбору.

– От лица любого персонажа подкрадываться к спящему зайцу, медведю, Змею-Горынычу.

– Ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.

– Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все звери вели себя и действовали по-разному.

– Задача этюда «если бы да кабы» заключалась в развитии у детей умения передавать различные эмоциональные состояния. Содержание этюда построено на передаче конкретных состояний и ощущений: весёлый – грустный, сладкий – кислый, горячий – холодный.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию коммуникативных навыков и творческих способностей детей.

 

Список литературы

  1. Антипина, Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, Упражнения, сценарии» / Е.А. Антипина. – М.:ТЦ Сфера, 2006.
  2. Юдина, Е. «Коммуникативное развитие ребёнка и его педагогическая оценка в группе детского сада» / Е. Юдина. – Дошкольное воспитание №9, 1999 (статья в журнале).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь