Леонтьева Лидия Игоревна
учитель-логопед
МАДОУ «ЦРР-детский сад № 411»
г. Казань
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
Сюжетно-ролевая игра – это не только развлечение для детей, но и неотъемлемая часть детства. Именно в игре, как в зеркале отражаются важные моменты формирования и развития детской психики. Если рассматривать детскую игру как культурное явление, то становится очевидным: меняется общество – меняется и игра. Практикующие педагоги с уверенностью могут сказать, что игровая активность современных детей претерпевает серьезные перемены и, увы, эти перемены не в лучшую сторону.
Игры современных детей шаблонны, в них часто проигрываются разрушительные сценарии. Дети старшего дошкольного возраста с трудом принимают правила игры, установленные не ими. Спонтанные игры часто превращаются в стихийное бедствие, дети конфликтуют из-за игрушек. Детям сложно придумать сюжет для игры – часто игра повторяет сценарий компьютерной игры или мультфильма. Стирается грань между вымыслом и реальностью.
Одним из способов решения этих проблем является создание такого пространства, где дети смогут играть свободно и творчески. Ведь сюжетно-ролевая игра – это живая лаборатория по приобретению социального опыта. Участнику необходимо определиться с ролью, придумать атрибуты, представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры. При этом важно поддерживать дружеские отношения с другими участниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом.
Одной из таких игр считаю игру «Репортер».
Цель этой игры: формирование коммуникативной компетентности.
Задачи игры «Репортер»:
- Развивать умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
- Совершенствовать коммуникативные способности, расширять словарный запас детей. Развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь.
- Знакомить детей с профессиями людей, работающих на телевидении и в прессе. Упражнять в умении подбирать предметы и атрибуты для игры. Способствовать формированию умения изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета.
- Побуждать детей самостоятельно распределять роли. Создать условия для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства. Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения в коллективной игре.
Предварительная работа
- Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
- Цикл встреч с людьми разных профессий.
- Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
- Рассматривание детских журналов.
- Дидактическая игра «Что – кому?»
- Рисование «Что я знаю о работниках прессы и (или) телевидения».
- Совместное изготовление атрибутов для игры в журналистов.
Предполагаемые роли и игровые действия:
- Главные Режиссер – следит за актерами и их игрой. Дает команду, когда начинать съемку фильма, и когда ее остановить.
- Помощник режиссёра – приглашает участников и зрителей на телепередачи.
- Оператор – снимает на видеокамеру телепередачу.
- Телеведущий, диктор – знакомят телезрителей с новостями или ведут передачи на разные темы.
- Репортер – корреспондент – берет интервью, ведет репортаж с места событий.
- Художник-оформитель – рисует и ставит декорации.
- Фотограф – делает снимки с места событий, составляет каталоги, отправляет фотографии на выставки, создает рекламу.
- Зрители, телезрители – смотрят фильм, передачу.
- Участники телепередач – участвуют в телепередачах, дают интервью.
- Второстепенные Директор – принимает на работу, ищет спонсоров, проверяет работу.
- Гример – гримирует актеров.
- Костюмер – одевает ак теров в костюмы.
- Охранник – следит за порядком, напоминает о правилах поведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный отдел.
- Шофер – привозит оборудование, съёмочную группу к месту событий.
- Грузчик – загружает в машину костюмы, декорации к съёмке, помогает в установке съёмочной площадки, ширм.
Ход игры: логопед сообщает детям, что готовится открытие нового магазина и предлагает «работникам телеканала» придумать вопросы для интервью, а «работникам магазина» и «покупателям» придумать рассказы об этом замечательном магазин. Далее логопед проводит работу по формированию у детей умения выстраивать в игре цепочку взаимосвязанных игровых действий, соответствующих по смыслу принятой роли, логопед может использовать игрушки из представленного в его распоряжение предметно-методического комплекта. В дальнейшем логопед предлагает делать репортажи о работе больницы, детского сада, музея, о наступлении зимы в городе, о жизни зимующих птиц, домашних животных и т. д.
Список литературы:
- Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб. Детство – Пресс, 2004г.
- Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Игровые ситуации, игры, этюды. СПб. Детство – Пресс, 2012г.
- Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М. Просвещение, 1986г.
- Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение, 1981г.
- Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988г.
- Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб. Речь, 2010г.