ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «РЕПОРТЕР»

Леонтьева Лидия Игоревна
учитель-логопед
МАДОУ «ЦРР-детский сад № 411»
г. Казань

Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн  «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»

Сюжетно-ролевая игра – это не только развлечение для детей, но и неотъемлемая часть детства. Именно в игре, как в зеркале отражаются важные моменты формирования и развития детской психики. Если рассматривать детскую игру как культурное явление, то становится очевидным: меняется общество – меняется и игра. Практикующие педагоги с уверенностью могут сказать, что игровая активность современных детей претерпевает серьезные перемены и, увы, эти перемены не в лучшую сторону.

Игры современных детей шаблонны, в них часто проигрываются разрушительные сценарии. Дети старшего дошкольного возраста с трудом принимают правила игры, установленные не ими. Спонтанные игры часто превращаются в стихийное бедствие, дети конфликтуют из-за игрушек. Детям сложно придумать сюжет для игры – часто игра повторяет сценарий компьютерной игры или мультфильма. Стирается грань между вымыслом и реальностью.

Одним из способов решения этих проблем является создание такого пространства, где дети смогут играть свободно и творчески. Ведь сюжетно-ролевая игра – это живая лаборатория по приобретению социального опыта. Участнику необходимо определиться с ролью, придумать атрибуты, представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры. При этом важно поддерживать дружеские отношения с другими участниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом.

Одной из таких игр считаю игру «Репортер».

Цель этой игры: формирование коммуникативной компетентности.

Рекламное сообщение     

Задачи игры «Репортер»:

  1. Развивать умение получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  2. Совершенствовать коммуникативные способности, расширять словарный запас детей. Развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь.
  3. Знакомить детей с профессиями людей, работающих на телевидении и в прессе. Упражнять в умении подбирать предметы и атрибуты для игры. Способствовать формированию умения изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета.
  4. Побуждать детей самостоятельно распределять роли. Создать условия для развития нравственно-эстетических потребностей, творческого потенциала ребенка через приобщение к миру телевизионного искусства. Воспитывать навыки культуры поведения, дружеские взаимоотношения в коллективной игре.

Предварительная работа

  1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
  2. Цикл встреч с людьми разных профессий.
  3. Чтение художественной литературы: В. Маяковский «Кем быть?», С. Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
  4. Рассматривание детских журналов.
  5. Дидактическая игра «Что – кому?»
  6. Рисование «Что я знаю о работниках прессы и (или) телевидения».
  7. Совместное изготовление атрибутов для игры в журналистов.

Предполагаемые роли и игровые действия:

  • Главные Режиссер – следит за актерами и их игрой. Дает команду, когда начинать съемку фильма, и когда ее остановить.
  • Помощник режиссёра – приглашает участников и зрителей на телепередачи.
  • Оператор – снимает на видеокамеру телепередачу.
  • Телеведущий, диктор – знакомят телезрителей с новостями или ведут передачи на разные темы.
  • Репортер – корреспондент – берет интервью, ведет репортаж с места событий.
  • Художник-оформитель – рисует и ставит декорации.
  • Фотограф – делает снимки с места событий, составляет каталоги, отправляет фотографии на выставки, создает рекламу.
  • Зрители, телезрители – смотрят фильм, передачу.
  • Участники телепередач – участвуют в телепередачах, дают интервью.
  • Второстепенные Директор – принимает на работу, ищет спонсоров, проверяет работу.
  • Гример – гримирует актеров.
  • Костюмер – одевает ак теров в костюмы.
  • Охранник – следит за порядком, напоминает о правилах поведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный отдел.
  • Шофер – привозит оборудование, съёмочную группу к месту событий.
  • Грузчик – загружает в машину костюмы, декорации к съёмке, помогает в установке съёмочной площадки, ширм.

Ход игры: логопед сообщает детям, что готовится открытие нового магазина и предлагает «работникам телеканала» придумать вопросы для интервью, а «работникам магазина» и «покупателям» придумать рассказы об этом замечательном магазин. Далее логопед проводит работу по формированию у детей умения выстраивать в игре цепочку взаимосвязанных игровых действий, соответствующих по смыслу принятой роли, логопед может использовать игрушки из представленного в его распоряжение предметно-методического комплекта. В дальнейшем логопед предлагает делать репортажи о работе больницы, детского сада, музея, о наступлении зимы в городе, о жизни зимующих птиц, домашних животных и т. д.

Список литературы:

  1. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. СПб. Детство – Пресс, 2004г.
  2. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. Игровые ситуации, игры, этюды. СПб. Детство – Пресс, 2012г.
  3. Васильева М. А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М. Просвещение, 1986г.
  4. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение, 1981г.
  5. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988г.
  6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. СПб. Речь, 2010г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь