Кулешова Елена Николаевна
Бреева Ирина Юрьевна
Шуваева Елена Викторовна
воспитатели
МАДОУ № 69 «Ладушки»
г. Старый Оскол
Материалы участников Всероссийского научно-практического семинара на основе мастер-классов в режиме онлайн «Эффективные практики познавательно-речевого развития дошкольников»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБОГАЩЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ И УПРАЖНЕНИЯМИ
Проведение педагогических наблюдений показали, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевое развитие ребенка — одно из основных условий становления личности в дошкольные годы. Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности. Дидактическая игра — доступный, полезный, эффектный метод познавательного и речевого развития детей. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
В младшем возрасте формирование словаря находится в тесной связи с работой по обогащению знаний и представлений дошкольников о предметах и явлениях окружающей действительности. Знакомясь с предметным окружением и формируя родовые понятия (мебель-одежда-посуда), педагогам необходимо включать дидактические игры «Что в коробке?», «Куда что положить?», в ходе которых каждый ребенок не только называет предмет, но и даёт ему определенную характеристику: мягкий-твердый, большой-маленький, определяет цвет предмета.
Наибольшую трудность вызывает у детей четвертого года жизни развитие связной речи, которую целесообразно упражнять во время рассматривания природоведческих картинок, с ярким насыщенным содержанием, вызывающим у ребенка желание описывать увиденное. В свободной деятельности в течение дня с детьми воспитатель может организовать дидактические игры и упражнения в утренние и вечерние часы, а также на прогулке. Каждая из предложенных игр и упражнений носит интегрированный характер, то есть, речевое задание тесно переплетается с познавательным содержанием. Например, в утренние часы проводятся такие игры «Потерялись», «Чей голос?», «Дружные ребята». При проведении физкультминуток воспитатель предлагает поиграть в игры «Где ваши ручки?», «Идут животные». Дошкольники не только активно выполняют движения, но и упражняются в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных, а также в звукопроизношении. Прогулка наиболее благоприятное время для проведения игр на развитие артикуляционного аппарата, правильного дыхания посредством таких игр как «Ветерок», «Бабочка, лети!», «Дуем на шарик» и другие. Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста развивается речь и формируется целостное представление об окружающем мире.
В среднем возрасте педагоги могут продолжить знакомить дошкольников с предметным окружением, при этом надо обращать внимание на существенные признаки этого предмета: форму, цвет, величину, материал, назначение этого предмета. («Игра в загадки», «Где что лежит»). В свободной деятельности в утренние и вечерние часы проводятся дидактические игры «Что умеют делать звери?», «Знаешь ли ты», «Кто же я?», позволяющие детям не только расширить знания о природе, но и пополнить словарный запас, поупражнять в звуковой культуре речи. Математическое содержание тесно переплетается с речевым при проведении таких игр и упражнений «Четвёртый лишний», «Что бывает круглым?», «Один-много» и другие. Игра «Веселый счет» помогает дошкольникам правильно согласовывать существительные с числительным, игра «Разложи по полочкам» — ориентировке в пространстве и звуковой культуре речи, а игры «Когда ты это делаешь?» и «Что потом?» знакомят ребят с частями суток и прививают грамматически правильную речь.
В старшем возрасте дошкольники произносят все звуки, поэтому воспитатели направили свою работу на четкое произношение всех звуков, речевое дыхание и интонационную выразительность речи через проведения таких игр «Каждому звуку свою комнату», «Кого в гости позовут». Развитию речи дошкольников способствует и созданная в группе развивающая предметно-речевая среда, состоящая из наборов сюжетных и предметных картин, дидактических игр, мнемотаблиц, пособий, альбомов. Таким образом, обогащение познавательной деятельности познавательно-речевыми дидактическими играми и упражнениями способствует активизации речевого развития дошкольников, повышению качественного уровня речевой культуры общения между сверстниками, а также между взрослыми и детьми.
Список литературы:
- Литература: Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.– М.: «Владос», 2004–288с. 10000экз. — ISBN 5–691- 00871–4.
- Гризик, Т. И. Развитие речи детей 5–6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений\ Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М.: Просвещение, 2006с.: ил.- ISBN 5- 09 -014510 -5.
- Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [текст]\ Г. А. Урунтаева.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 96 с.1000экз.