РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

0
57

 

Леденева Мария Александровна

Чичурко Светлана Ивановна

воспитатели

МБДОУ ДС №52 «Ласточка»

Старооскольского городского округа

 

Восприятие литературных произведений – это психическая деятельность, направленная на воссоздание художественных образов. Она основана на познавательных и эмоциональных процессах, когда ребенок, фантазирует, пытается представить нарисованные автором картины. Насколько точно и ясно вырисовывается образ, зависит понимание дошкольником текста. Работа с детьми над произведением начинается с чтения. Чтение начинается не очень быстро, с эмоциями и паузами. В процессе чтении было заметно, как ребенок проникается сюжетом, задерживая дыхание сопереживает героям. Далее проводилась беседа о прочитанном.

Рекламное сообщение

Но этого мало для того, чтобы ребенок понял суть и смысл произведения. Театральная постановка – это самый распространенный вид детского творчества. Она способствует развитию творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Это объясняется двумя основными моментами:

  • театрализованная постановка, основана на действии, которое совершает сам ребенок, она основана на его переживаниях, чувствах и эмоциях.
  • театрализованная постановка помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои. Над ребенком преобладают эмоции, которые свойственны герою, они плачут, смеются, кричат от восторга.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмо­циональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать пози­тивное влияние на детей. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Организация восприятия детьми литературных произведений в сочетании с театральной деятельностью требует соблюдения ряда условий:

  • Необходимо осуществлять интеграцию разных видов искусства в литературном развитии ребенка-дошкольника. Это путь к развитию художественного восприятия и детского творчества.
  • Должна осуществляться предварительная диагностика, в ходе которой необходимо изучить особенности:
  • восприятия и понимания детьми литературных произведений;
  • умений детей передавать разные эмоциональные состояния при помощи движений и интонаций, передавать характерные особенности игрового персонажа разными выразительными средствами, в том числе средствами театрализованной деятельности.

В работе по восприятию детьми дошкольного возраста литературных произведений в сочетании с театрализованной деятельностью можно обозначить несколько этапов.

Этап № 1: он направлен на углубление художественного восприятия произведения. Целью его является обогащение познавательного и эмоционального восприятия, предназначенного для театрализации. Для ее реализации требуется проведение особой деятельности по познавательному и речевому развитию детей, изобразительной и музыкальной деятельности. В совместной деятельности воспитателя и детей проводится ознакомление с текстом, работа по углублению восприятия (беседа, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины). Материалы предметно-развивающей среды призваны стимулировать интерес детей к общению с книгой.

Этап № 2: систематизация игровых умений, основанная на умении передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности. Для этого используются образно-игровые этюды.

При создании образа для дошкольников, необходима кропотливая работа. Для более глубокого осознания детьми художественного произведения, настроения, мотивов и поступков героев будет способствовать не только чтение произведения, но и подвижные игры, которые будут сопровождаться словесно, рассматривание наглядного материала.

Этап № 3: самостоятельное творчество ребенка «зритель», «артист», «сценарист-режиссёр», «оформитель-костюмер». Это можно реализовать в изобразительной деятельности (рисование афиши, пригласительных билетов, в игровой и речевой деятельности). Такая форма работы исключает заучивание ролей, вдохновляет детей естественному освоению умений, необходимых для театрализованной деятельности.

Таким образом, детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что в свою очередь проявляется в театрализованной игре.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь