Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изображения природы

0
1647

«Творчество – там,
где человек воображает,
комбинирует, 
изменяет,
создает что – то новое,
какой бы ни казалось это новое
по сравнению созданием гениев»
(Л. С. Выготский)

Развитие и воспитание дошкольников посредством художественного творчества – одна из актуальных проблем дошкольного образования, которой необходимо уделять большое внимание, находить решения. Позитивные изменения, происходящие в дошкольном образовании, позволяют нам, педагогам- дошкольникам, свободно выбирать приоритетное направление в своей работе. Для нас, безусловно, важнейшим стало развитие творческого потенциала наших воспитанников через разнообразные виды художественного творчества.

Одна из важных задач педагогики – это формирование творческой личности ребёнка.Понимание детского творчества важно для взрослого не только в смысле осознанного управления ребёнка, но и для «осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека» (Е.А. Флёрина).

Как вдохновить ребёнка, зажечь в нём желание самому творить? Прежде всего, научить самому простому – находить радость в каждом мгновении прожитой жизни, видеть вокруг себя прекрасное. Природа предоставляет благоприятные возможности для разнообразной изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, насыщенной новыми яркими впечатлениями, эмоциями, которые так необходимы детям в творческом развитии. И эти впечатления, непосредственно наблюдаемые в жизни природы, дети могут отображать в живописно-творческих работах.

Начнём с того, что собой представляем живопись. Живопись (от рус. живо и писать) – вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.

Пейзажная живопись отличается от других жанров (портрета, натюрморта) иными измерениями пространства: многоплановостью, яркими красками, линейной и воздушной перспективой.

В ней предстаёт во взаимосвязи богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, фактур, размеров, цветовых взаимодействий: сезонных, временных, климатических. Помочь это передать, выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи: рисунок, композиция.

Рекламное сообщение     

Актуальность обучения старших дошкольников навыкам пейзажного рисования определяется гармонизацией образовательного процесса. Целью обучения пейзажному рисованию является формирование у детей умений и навыков в рисовании пейзажа, развитие их творческих и познавательных способностей, воспитание эстетического отношения к родной природе. Ребёнок должен почувствовать вкус творчества, полюбить его.

Мы, педагоги, должны вызвать к жизни каждого ребенка желание творить, и это самое главное. Без этого всякое обучение будет бесплодно, они не будут одухотворены творческим огоньком и не принесут желаемых плодов. Причём творить – значит делать что-то по своему, не по указке, не по шаблону, заранее заготовленному. Ценно то, что ребёнок создаст сам, до чего сам дойдёт, сам придумает, поймёт, осмыслит и так далее. Очень важно поддерживать ребёнка в самом начале его творческого пути. Но, чтобы работа была целенаправленной, интересной и познавательной со старшими детьми проводятся экскурсии в природу, что позволяет подготовить детское восприятие к опосредованному знакомству с пейзажами. Чем больше наблюдений, тем глубже восприятия произведения.

Творчество художника ребёнка – это продолжение процесса познания мира и проникновения в его красоту, который так интенсивно и непосредственно идёт в детстве, это продолжение опыта ребёнка. Систематичность и последовательность педагогической работы способствует тому, что дети, уже в пятилетнем возрасте, успешно справляются с поставленными перед ними задачами. Для того чтобы это произошло, нужно создать определённые условия. Педагоги ДОУ стремятся, чтобы предметно-развивающая среда группы становилась стимулом к развитию воспитанников, поддержанию и развитию интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству в целом.

В уголке художественного творчества ребята всегда имеют возможность выбора, обязателен учёт возрастных особенностей дошкольников. Помимо цветных и простых карандашей, используется акварель, гуашь, цветные мелки, восковые свечи, а также различный бросовый материал. Дети могут выбрать и материал, на который будет нанесено изображение: бумага белая и цветная, бархатная, картон, различные ткани, плоские камни.

Инновационной технологией в обучении детей работе с красками является использование нетрадиционных техник (кляксография, монотипия, пальцеграфия), позволяющие занятия рисованием быть более занимательными, увлекательными, результативными. Использование нетрадиционных техник в рисовании удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Это развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел. А также побуждает к творческим поискам и решениям, формирует умение детей работать с разнообразным материалом, развивает мелкую моторику рук. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие и разностороннее развитие.

На сегодняшний день имеется выбор программно методических материалов, которые обеспечивают творческий подход к содержанию форм и методов обучения. Для успешной реализации поставленных задач предлагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, проведение мастер-классов, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования, показ открытых занятий по нетрадиционным техникам рисования, изготовление самодельных инструментов для изобразительного творчества.

Работа с родителями также важна. Необходимо проводить беседы, консультации, собрания, давать различные актуальные рекомендации, изготавливать папки-передвижки, вывешивать информационные стенды, проводить выставки совместного творчества по временам года и мастер-классы по нетрадиционным техникам рисования.

Правильно организованная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребёнка. Всё это является очень важным и необходимым в дальнейшем для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме. Всё это будет реализовано лишь тогда, когда дети почувствуют радость от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.

Список литературы:

1.Захарюта, Н.П. Развиваем творческий потенциал дошкольника./ Н. Захарюта,// Дошкольное воспитание. – 2006 – №6.

2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.

3.Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»./ И. А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

4.Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста./ Н. В. Шайдурова – М.: Торговый Центр, 2008. Шульга Л.Н. Когда оживают вещи: развитие творческих способностей старших дошкольников на занятиях по рисованию //Дошкольное воспитание. – 1993. – № 6. – С. 16-17

Попова Раиса Александровна
Хахлева Наталья Васильевна
воспитатели МБДОУ ДС № 10 « Светлячок»,
г. Старый Оскол

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь