Цель: закрепить знания детей о признаках весны; развивать умение использовать свои знания в предметно-практической деятельности.
Задачи:
образовательные
- уточнить и расширить знания детей о явлениях неживой природы;
коррекционно- развивающие:
- üразвивать наблюдательность, любознательность, речь детей, зрительное и слуховое внимание;
воспитательные:
- üвоспитывать умение подчиняться задачам коллектива и желание участвовать в совместном мероприятии;
- üвоспитывать чувство удовлетворённости от выполненных заданий.
Возраст детей: разновозрастная группа для детей с ОВЗ.
Образовательная область: познавательное развитие.
Планируемые результаты: дети смогут использовать знания в предметно-практической деятельности, появится желание совместно выполнять задания и играть, будут совершенствоваться двигательные навыки.
Образовательные ресурсы: тучка, солнышко на леске.
Предварительная работа: беседы о весне, заучивание потешек, игр.
Ход занятия:
Организационный момент: Круг радости «Скажи ласково». Дети с воспитателем встают в круг, улыбаются друг другу и, по возможности, говорят ласковые слова.
Мотивационно- ориентировочный:
На стене висит большая тучка, за ней на леске бумажное солнышко. Педагог привлекает внимание детей к тучке.
Воспитатель: ребята, посмотрите внимательно по сторонам, может кто-то из вас заметит что-то новое у нас в группе? (Тучка.) А что за тучкой? (Солнышко.) Без вашей помощи ребята, солнышко не сможет выйти из-за тучи.
Поисковый
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь солнышку? (Ответы детей.)
Воспитатель: правильно ребята, мы можем использовать известные потешки.
Дети читают закличку «Солнышко», выполняя движения:
Солнышко ясное, нарядись! | Хлопают по плечам |
Солнышко красное, покажись! | Хлопают в ладоши |
Платье алое надень! | Хлопки по коленям |
Подари нам красный день! | Хлопки над головой |
После того как дети произнесут потешку 3 раза, педагог вытягивает потихоньку за леску солнышко.
Воспитатель: услыхало солнце, что его зовут, и вышло из-за тучки к вам, чтобы побыть с вами, обласкать вас, обогреть, поиграть.Весной так хочется погулять, подставить лицо к солнышку. Потяните ладошки к солнышку, погрейте их, а затем прислоните к лицу. Вот так пригревает солнце нашу землю. Ребята, солнышко просит вас стать его маленькими детками-лучиками. Согласны?
Практический
Воспитатель: солнечные лучики встают вместе с солнышком рано, поэтому они должны быть сильными, выносливыми, быстрыми.
Упражнение в игровой форме «Солнечные зайчики»
(Используем стихотворение А. Бродского «Солнечные зайчики»)
Скачут побегайчики –
солнечные зайчики.
Мы зовём их – не идут.
Были тут – и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там – и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
Воспитатель: солнышко пригрело, с крыш закапало. Что же капает? (Сосульки.) Теперь превратились все дружно в сосульки.
Дети выполняют упражнение «Сосульки»: руки соединить в «замок» и поднять над головой. Напряглись мышцы тела, рук, лица. Получилась крепкая сосулька. А теперь выглянуло солнышко, и сосулька начала таять. Разъединить руки, медленно опустить их вниз, расслабиться.
Воспитатель: всё теплее с каждым днём. На солнышке капель запела свою звонкую песенку: кап-кап, кап-кап!
Ритмическая игра «Капель»
Кап,кап! Я – капель, | Хлопают в ладоши четвертыми длительностями. |
Капаю тихонько. | |
Кап! Кап! Целый день | |
Капли пляшут звонко. | |
Кап-кап-кап! Побыстрей | Стучат пальчиком по ладошке восьмыми. |
Капли побежали, | |
Потому что солнышко | |
Капли увидали. |
Воспитатель:
Сугроб уже ссутулился
От солнечных лучей,
И побежал по улице
Сверкающий ручей. (И. Демьянов.)
Воспитатель: скажите, чем отличаются ручейки друг от друга? Правильно они отличаются размером один широкий, а другой узкий. Нам нужно перебраться через ручейки. Как мы можем перебраться? Правильно узкий ручеек, мы перепрыгнем. Все прыгаем. Перепрыгнули? А почему мы его перепрыгнули? (Ответы детей) А по широкому ручейку пройдем, наступая на камешки. Наступать на камешки надо с правой ноги. Где у нас правая нога? Молодцы! Идем дальше?
Русская народная песня «Ах вы, сени» Исполняет шумовой оркестр.
Воспитатель: ну вот ребята, вы напрыгались, наплясались давайте попросим ручеёк:
«Ручеёк, ручеёк, дай водички на чаёк.
Мы чаёк горячий будем пить на даче.
Пить с печеньем, с калачом и пирог испечём».
Русская народная пальчиковая игра «Ладушки»
Ладушки-ладушки, | Хлопают в ладоши |
Где были? | |
У бабушки. | |
У нашей бабушки | Поочередно хлопают одной ладонью сверху по другой. |
На столе оладушки | |
И с малиной пирожок, | Хлопают ладонями, сложенными «чашечками». |
Ну-ка, съешь его, дружок! | Протягивают обе руки вперед, ладонями кверху. |
Воспитатель:
И, сверкая под лучами,
Засмеялся ручеёк.
Быстро прыгнул с камня в чайник.
Дал водички на чаёк.
А сам ручеёк побежал дальше, спешил слиться с другими ручейками, добежать до большой реки.
Рефлексивно-оценочный
Воспитатель: а мы, ребята, будем пить чай.
Дети садятся за столы.
Ребята, кому мы с вами помогли? Кем вы были сегодня? А что случилось с сосулькой? Почему она растаяла? Во что превратилась сосулька? Что вы попросили у ручейка? Он вам дал воды?
А сейчас поблагодарите друг друга, скажите спасибо, обнимитесь! И будем угощаться чаем с пирогом.
Литература:
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты – М.:ТЦ Сфера, 2008.- 160 с.
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет.- М.:ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
- Кондратьева C.Ю., Агапутова О.Е. Коррекционно – игровые занятия в работе с дошкольниками с ЗПР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
Башманова Любовь Петровна, учитель-логопед
Косарева Людмила Владимировна,
Полтавцева Валентина Николаевна
воспитатели МБДОУ Д/С № 41 «Семицветик» Старооскольского городского округа