РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ

0
1058

 

 

Ольга Грибанова

автор

интернет-проекта

«Вечный студент»

 

материалы в печатный сборник 

 

 

 

       С грустью вспоминаем мы сейчас, что когда-то советская страна была самой читающей в мире.

       Люди поколения 70-х годов помнят, какой драгоценностью были книги, как упорно их искали и «доставали», как переплачивали за них раз в десять на черном рынке. Читали тогда много и жадно.

       И это при всем том, что не стояла перед родителями проблема вообще чему-либо научить ребенка до школы. А зачем? Зачем тогда школа, если ребенка еще где-то чему-то надо учить? И вели родители ребенка в первый класс совершенно беззаботно – всему научится. И правда.

       Помню, что в первом классе бегло читающих детей были единицы. И как я теперь вспоминаю, это были домашние дети, которые, как и я, не ходили в детский сад. Остальные читали по слогам или даже буквы не все знали. Но ведь научились-то читать все!

      Скажу о себе. Как же без этого!

       Начала читать в пять лет. Никто не учил. Родители работали допоздна – научные работники. В детский сад я не ходила, сидела дома со старенькой прабабушкой, которая не умела читать, только фамилию свою подписывать научилась.

       Но детских книжек было у меня много: и новых, и старых, разлетающихся на листики. Эти листики моя прабабушка бережно сшивала и подклеивала – очень была бережливая.

       Книжки мама читала мне перед сном, и я знала в них каждое слово под каждой картинкой.

       И вот помню точно, что в начале лета, как всегда, меня привезли на дачу с кучей книжек и игрушек – и считалось, что тогда я еще читать не умела. А где—то в середине лета папа с мамой в выходные привезли мне какую-то новую детскую книжку. И к общему удивлению я ее раскрыла и начала читать вслух довольно бегло. Кажется, я сама тогда удивилась.

       Не думайте, что это я похвастаться хочу. Все это имеет непосредственное отношение к моему размышлению.

       В наше время, когда к услугам молодых родителей неимоверное количество детских центров, кружков, секций, просто не укладывается в голове, как это дети умудряются не быть поголовно гениальными! Их же развивают без отдыха чуть не с пеленок.

       А какие красивые сейчас книжки! Как великолепно изданы! И доставать их не надо – иди и покупай. А идти не хочешь – закажи по интернету и на дом принесут!

       И столько всего замечательного и полезного может в этих книгах прочитать ребенок! Вот только… не читают!

       Давайте разберемся почему!

       У нас, взрослых, процесс чтения отработан, вошел в плоть и кровь до рефлекса. Видим буквы – тотчас читаем. И давно забыли мы уже, что процесс-то этот достаточно сложный. Значки на бумаге должны в нашем сознании сложиться в слово, а слово создать образ. Ведь когда мы читаем, то не произносим про себя ни каждую букву, ни слово целиком. Мы воспринимаем мгновенно целые фразы.

       Вот именно так – целиком! Иначе смысла читаемого не уловим.

       Помните, у Гоголя в «Мертвых душах» лакей Петрушка был большим любителем чтения?

       При этом ему было все равно, что читать. Он складывал из букв слова, и радовался, что у него это получается. А до смысла ему дела не было.

       Итак, чтобы читать, человеку нужно научиться воспринимать текст мгновенно, целиком. И что самое печальное, помочь ему в этом никто не может ни на каких курсах обучения чтению. Воспринять что-то за кого-то невозможно! Как нельзя научить человека плавать одними объяснениями и полезными советами – только сам, войдя для этого в воду.

       В какую же воду сам должен войти маленький человек, чтобы начать читать?

       Возможно, не согласитесь! Но на мой взгляд, первым и основным условием для овладения чтением должно быть большое количество свободного времени и… одиночество.

       Только в непосредственном контакте с водой можно поплыть. Только в непосредственном, один на один, контакте с книгой можно начать читать.

       Что происходит в наше время? С детства развиваемые и развиваемые дети не имеют времени на себя – их развивают. Они находятся в пассивной позиции потребителя образовательных услуг, как нынче это называется.

      Слишком много находясь в пассивном состоянии, дети, оказавшись, наконец, дома, спешат проявить активность и… начинают мешать родителям. Почему? Потому что не привыкли они, дети и родители в таких условиях сосуществовать. А если и не проявляет ребенок чрезмерной активности, то ждет, что родитель возьмет инициативу на себя и будет продолжать развивать его в домашней обстановке. Готов к этому родитель? А отдохнуть после работы? А собственные дела и заботы?

       Что обычно делают папы и мамы, чтобы дети дома им не мешали и не бесились от безделья? Сажают к телевизору. Благо сейчас есть специальные детские каналы, на которых мультики идут с утра до вечера. Развиваемся? Развиваемся!

       Или дают в руки планшет с играми. Тоже развивают? Тоже развивают.

       Довольны папа и мама – ребенок занят. Доволен ребенок – он получил эмоциональную пищу, не затрачивая сил.

       Итак, первое, почему не читают дети – у них нет возможности посидеть в одиночестве с книжкой. Они не привыкли сидеть в одиночестве. Они привыкли к огромному информационному пространству.

Второе.

        Не все понимают, что писать для детей – это высший писательский пилотаж! Это скрупулезно обработанное, отшлифованное, максимально понятное и информативное слово.

       Писателей в мире – море разливанное. А детских писателей, настоящих, истинных – единицы по всему миру. Хотя кто только за это не берется, соблазненный кажущейся простотой. О качестве современных детских сказок и стихов не перестают бить тревогу!

       А можно на этих книжках научить читать? История знает примеры, когда дети овладевали чтением на взрослых романах. Так четырехлетний Миша Лермонтов научился читать по «Бедной Лизе» Карамзина. Значит, можно в принципе?

       Встречались вам в книжных магазинах отлично изданные переводные комиксы по современным зарубежным мультикам? Дети их с удовольствием берут в руки, рассматривают. А вот прочитать то, что говорят герои этих книжек, ребенку не под силу. Это не предназначенный для детского чтения текст с обилием ненужных слов и оборотов, корявый, почти безграмотный – одним словом, переводы на скорую руку. А зачем стараться – это всего лишь продаваемый продукт, в котором главное – картинки. Так и остаются тексты не распознанными. Чем-то таким, что только взрослые прочитать могут, а значит, незачем и стараться.

      Но вот приблизительно и все, что хотела по поводу детского чтения высказать.

Подытожим.

       На мой взгляд, чтобы ребенок научился читать, ему не куча кружков нужна, а свободное время дома и красивые детские книжки, написанные хорошими писателями.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь