Педагогический проект
Юткина Анастасия Александровна
Палкина Александра Геннадьевна
воспитатели
МАДОУ «Детский сад № 317»
г.Пермь
Ум ребенка находится на кончике его пальцев
В.А. Сухомлинский
Современные дети большую часть свободного времени проводят за просмотром мультфильмов, игр на компьютере и телефоне. Есть познавательные мультфильмы (игры), но есть и те, которые не учат детей абсолютно ничему и, к сожалению, малыши их и предпочитают. Так, в начале учебного года дети пришли с низким уровнем речевого развития: не четко называли предметы ближайшего окружения, пользовались часто жестами; не использовали в речи слова, которые обозначают признаки предметов, действия с предметами и свои действия детям сложно было обозначить вслух.
Важную роль во всестороннем полноценном развитии детей играет красивая, правильная речь. И чем богаче речь у ребенка, чем правильнее произношение речевых звуков, тем легче ему высказывать свои мысли.
Известно, что развитие речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребёнок, с хорошо развитой мелкой моторикой легко рассуждает, у него хорошо развиты память, внимание, связная речь. Для этого очень важно начиная уже с самого раннего возраста развивать у малыша мелкую моторику и наиболее эффективно данный процесс организовывать в игре.
Игра – это естественная деятельность младших дошкольников. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Осуществлять развивающие игры для малышей помогут обычные предметы домашнего обихода. Тем самым развивается гибкость пальчиков и их тактильная чувствительность. Для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально, всё есть под рукой: цветные пуговицы разного размера, тюбики, баночки, крышки, крупа, салфетки, бумага.
Своевременное и осознанное включение родителей в совместный педагогический процесс, позволяет значительно повысить эффективность взаимодействия взрослых и детей. Еще великий педагог В. Сухомлинский писал: «Большую помощь в развитии мелкой моторики рук могут оказать родители…».
Однако, современные родители уделяют недостаточно внимания совместным играм с детьми, нередко не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями по развитию речи детей и поэтому необходимо научить родителей приёмам и методам совместной деятельности.
Игры, упражнения, разминки для детских пальчиков, направленные на развитие сенсомоторики, проводимые в четкой системе способствуют развитию детей всесторонне, стимулируют скорейшее развитие речи детей, а в дальнейшем помогают ребенку уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, лепить из глины и пластилина, строить из мелких деталей конструктора и т. д.
Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
- Спланировать и осуществить систематическую, целенаправленную работу с детьми и их родителями по развитию мелкой моторики как самостоятельной, так и в совместной со взрослым;
- Способствовать увеличению знаний детей об окружающем мире;
- Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки;
- Повысить педагогическую компетентность родителей;
- Обогатить предметно-развивающую пространственную среду.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Этапы реализации проекта.
- Организационно-диагностический этап /октябрь/.
- Формирующий /ноябрь-апрель/.
- Обобщающий /май/.
Формы работы с детьми: беседы, непосредственно образовательная деятельность, дни общения, дидактические игры, заучивание стихов.
Формы работы с родителями: анкетирование, дни общения, беседы и консультации, выставки.
Мероприятия | Срок | Участники | Основные направления | |
1. | Презентация проекта «Раз, два, три, четыре, пять – очень любим мы играть». | Октябрь | Воспитатели Родители | Соц-коммун. Познават. |
2. | Анкетирование «Как играют ваши дети?». | Октябрь | Воспитатели Родители | Соц-коммун. |
3. | Консультация «Тренируем пальчики- развиваем речь». | Октябрь | Воспитатели Родители | Познават. |
4. | НОД «Лепим сказочный цветок». | Ноябрь | Воспитатели Дети | Худож-эстет |
5. | День общения с родителями «Мы играем» (игры с манной крупой). | Ноябрь | Воспитатели Родители Дети | Соц-коммун. Худож-эстет. |
6. | Игра «Золушка» – разделить макароны по размеру, по форме («сухой» бассейн). | Ноябрь | Воспитатели Дети | Худож-эстет |
7. | Изготовление и презентация игр из нестандартного материала «Пальчиковая страна». | Декабрь | Воспитатели Родители Дети | Познават. Соц-коммун. Худож-эстет. |
8. | Игры с нестандартном материалом (фасоль, бобы, арбузные семечки). | Декабрь
| Воспитатели Дети | Познават. Худож-эстет |
9. | НОД Рисование «Снег идёт» | Январь | Воспитатели Дети | Худож-эстет |
10. | Семинар-практикум «Игры с пуговками». | Январь | Воспитатели Родители Дети | Познават. Соц-коммун. Худож-эстет. |
11. | Игры с прищепками. | Январь | Воспитатели Дети | Познават. Худож-эстет |
12. | День общения «Весёлые потешки». Пальчиковый театр. | Февраль | Воспитатели Дети | Познават. Соц-коммун. |
13. | Дидактическая игра «Угадай на ощупь» | Февраль | Воспитатели Дети | Познават. |
14. | Консультация «Выбираем игрушку» | Март | Родители | Познават. |
15. | НОД «Волшебные картинки» /природ мат/ | Март | Воспитатели Дети | Худож-эстет. |
15. | День общения «Бусинка раз, бусинка два» | Апрель | Воспитатели Родители Дети | Познават. Соц-коммун. Худож-эстет. |
16. | Игры «Цветные резиночки» | Апрель | Воспитатели Дети | Познават. |
17. | Круглый стол. Отчёт по проекту. | Май | Воспитатели Родители | Познават. Соц-коммун. |
18. | Оформление альбома «Игры для развития мелкой моторики» | Май | Воспитатели Родители | Познават. Худож-эстет. |
19. | Организация игр, способствующих развитию мелкой моторики (выкладывание счетных палочек по образцу, обрывание бумаги по контуру, дидактическая игра «Угадай на ощупь», разрезные картинки, игры с рамками-вкладышами (чудо-крестики 1, 2) и т.д.). | В течение года | Воспитатели Дети | Познават. |
20. | НОД «Волшебные пуговки» по теме недели
| В течение года | Воспитатели Дети | Познават. |
21. | Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной техники (осень – капель, зима – идет снег, весна – бегут ручьи, летом – распустились цветы). | В течение года | Воспитатели Дети | Познават. Худож-эстет. |
Результаты:
- Расширение кругозора детей, обогащение словарного запаса.
- Развитие мелкой моторики у детей, сенсорного опыта.
- Улучшение детско-родительских отношений.
- Обогащение развивающей среды (пальчиковый театр, игры из нестандартного материала для развития мелкой моторики, картотека пальчиковых игр, групповой альбом, создание сенсомоторного уголка).
Приобретение массажных мячиков с шипами, бус, резинок, мозаик.