РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ

0
1667

 

Новикова Алла Викторовна

Сорокина Елена Юрьевна,

воспитатели

МБДОУ ДС № 24 «Березка»

Старооскольского городского округа

 

Рекламное сообщение     

Ориентируясь на современные тенденции, все более осознается необходимость создания оптимальных условий для развития детских способностей. Это связано, во-первых, со значимостью способностей для развития личности, во-вторых, с растущей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни.

Продолжающиеся изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: сосредоточение на гуманизации всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяет по-новому поднимать проблему одаренности  дошкольников, открывать новые аспекты ее изучения и решения. Имея право самостоятельно определять содержание и форму учебной работы, педагогические команды дошкольных образовательных учреждений сегодня выбирают развитие одаренности как основное направление работы.

Переход современной системы дошкольного образования на работу по требованиям ФГОС ДО привел к ряду трудностей, с которыми сталкиваются воспитатели, требования к организации образовательной деятельности изменились с тех пор, как были разработаны определенные педагогические технологии, которые необходимо использовать в процессе реализации ФГОС ДО.

Актуальной задачей воспитания и развития ребенка в детском саду является поиск эффективных форм и методов для формирования одаренности у дошкольников.

Одной из инновационной формы организации образовательной деятельности детей в ДОУ является квест- технология, но до недавнего времени не было системы для работы с одаренными детьми с использованием технологий квеста в дошкольном образовании. На наш взгляд, это обусловлено с отсутствием необходимых знаний у работников о квест-игре, как эффективной формы выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому педагоги дошкольных учреждений остро осознают необходимость методических рекомендаций по организации целенаправленной и систематической работы одаренных детей с помощью технологий квеста, а также по организации работы с родителями одаренных дошкольников.

С целью формирования целенаправленной работы с одарёнными детьми, мы в своей группе использовали квест- технологию.

Новизна квест-технологии для становления личности одаренного ребенка заключатся в изменении форм и методов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

В ходе организации работы в ДОУ с одаренными детьми посредством квест-технологии нами была определена основная цель деятельности – обеспечение максимально благоприятных условий для поддержки детской инициативы, познавательной активности, творчества, через совместную образовательную деятельность в форме квест-игры.

Определены основные задачи:

  • выявление одаренных детей и создание системы для работы с ними посредством квеста;
  • участие каждого ребенка в активном творческом процессе;
  • развитие интереса, творчества, воображения дошкольников, поисковая деятельность, стремление к новизне;
  • создание и укрепление мотивации родителей детей с ярко выраженными способностями и объединить усилия по развитию способностей детей.

Квест-игры одно из интересных средств, которое мы используем в своей работе с одаренными детьми. Они нацелены на самообразование и саморазвитие ребенка как творческого человека, физически здорового, с активным когнитивным отношением, которое является основным требованием ФГОС ДО.

Вовлекая одаренных дошкольников в активный творческий процесс, нами был разработан план мероприятий квест-путешествий по месяцам. Были проведены квесты в образовательной на темы: «Спасатели», «Поиск клада», «Поиск по запискам». Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

С помощью такой игры мы пытались достичь образовательных целей: проводить проектные и игровые мероприятия, внедрять новую информацию, для укрепления существующих знаний, отработать на практике умения детей. При организации квест-игр с дошкольниками, мы стараемся перед детьми поставить комплекс проблемных задач с определенной целью. Проведение такого мероприятия похоже на развлечение, театрализацию. Мы составляем «приключенческий» сюжет с участием сказочных или анимированных персонажей, которые популярны среди детей, продумываем декорации и материалы для заданий. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов. В нашей работе мы используем следующие варианты для квестов:

  1. Поиск по графику.
  2. Поиск по карте.
  3. Поиск по подсказкам (рисункам, указателям).

В своей группе квест-игры проводим по разным темам:

  1. «Охота за сокровищами» (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).
  2. Помоги героям или герою (сказки, мультфильма, фильма). Например, «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «Найдём Кая для Герды», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».
  3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). Например, «Мы едем к Лесовичку», «Ищем клад в подводном царстве», «Мастерград».
  4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».
  5. Литературные квесты (в соответствии с работами автора или в соответствии с работами по определенной теме). «В гостях у сказки», «Животные в сказках», «По сказкам Корнея Ивановича Чуковского».

Таким образом, мы в своей группе для сопровождения и развития способностей одаренных детей организовываем сюжетные, красочные детские квесты.

Важность семьи в развитии детской одаренности признана решающей. В нашей группе создан клуб «Семейная гостиная», где родителям предоставляется возможность общаться и обмениваться опытом в решении проблем одаренных детей. Мы информируем родителей о достижениях детей, их дальнейшем личностном росте, результаты которых свидетельствуют об эффективности работы с учениками и достижении запланированных результатов.

В результате внедрения системы работы с одаренными детьми получены следующие результаты:

  1. Создана система для выявления и дальнейшего развития одаренных воспитанников, посредством квест- технологии.
  2. Уровень образования учителей увеличился с точки зрения работы с одаренными детьми посредством организации квест-игр.

3.Повысилась активность родителей в вопросах развития интеллектуально-творческого воспитания и развития детей.

Инновационные формы работы с одаренными детьми позволяют нам сделать вывод, что одаренность присутствует у каждого ребенка и ее необходимо развивать а в этом нам поможет активность всех участников воспитательного процесса: воспитанников, педагогического коллектива, родителей. Успех – это наиболее эффективная реализация целей и задач воспитания подрастающего поколения.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь