Гаврилова Светлана Николаевна
воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида №5
станицы Крыловской
муниципального образования Крыловский район
Зрение является незаменимым источником в получении знаний о внешнем мире. Поэтому к глазам ребенка необходимо бережное и внимательное отношение. Переутомление глаз дома или в детском саду – это угроза для зрительного аппарата. Таким образом, на сегодняшний день, главнейшей задачей для педагогов и родителей является сохранение зрения.
В детском саду обязательным компонентом работы с детьми, является зрительная гимнастика. Зрительная гимнастика – наиболее эффективное средство для профилактики заболеваний и утомляемости глаз. В дошкольных учреждениях она относится к современным здоровьесберегающим технологиям. Упражнения зрительной гимнастики имеют лечебный, игровой и образовательный характер, что очень важно в работе с детьми дошкольного возраста.
В детском саду зрительная гимнастика выполняет следующие задачи:
- оздоравливает зрительный аппарат;
- выполняет обучающее значение;
- формирует представления детей о важности заботы об органах зрения.
Зрительная гимнастика предполагает выполнение движений глазами в разных направлениях.
Упражнение зрительной гимнастики необходимо проводить с самого раннего дошкольного возраста, при этом необходимо выполнять следующие правила:
- тело должно быть абсолютно расслаблено; выполнение осуществляется стоя или сидя;
- если у кого – то из детей есть очки, то их необходимо снять;
- голова фиксируется в одном положении;
- дыхание детей – глубокое и равномерное;
- по завершению упражнений зрительной гимнастики – необходимо поморгать глазами и хорошенечко потянуться.
Для того чтобы вызвать заинтересованность воспитанников к выполнению гимнастики для глаз, ее необходимо проводить и игровой, стихотворной форме, а также необходимо учитывать особенности развития детей. Организовывать можно в любое время, как на прогулке, так в свободное время; рационально использовать ее во время проведения занятий. Зрительная гимнастика проводится воспитателями ежедневно до 6 раз в день во всех возрастных группах.
Так, хочу предложить вашему вниманию дидактическое пособие «Сохраним глазки с веселым Чебурашкой» для проведения зрительной гимнастики. Оно применяется в игровой форме и способствует снятию зрительного напряжения, повышению работоспособности глаз. Это дидактическое пособие можно будет применять педагогам ДОО для организации зрительной гимнастики с воспитанниками, а также упражнений на умение ориентироваться в пространстве.
Целью зрительной гимнастики с использованием пособия «Сохраним глазки с веселым Чебурашкой» является сохранение и укрепление зрительного аппарата, формирование здорового образа жизни, а также создание благоприятной психологической обстановки.
Для создания дидактического пособия я использовала заранее распечатанное изображение Чебурашки, клей – карандаш, ножницы.
Чтобы глазки Чебурашки двигались, их необходимо вырезать и сделать по два надреза сбоку.
В эти надрезы вставляется полоска с глазами так, чтобы она двигалась. Так получается, что Чебурашка смотрит вперед, а потом влево – вправо. А для того, чтобы наш друг смотрел вниз и вверх, я подготовила две полосочки и вставила сзади. Вот так получается, что Чебурашка смотрит глазками вверх и вниз. В итоге получилось такое замечательное пособие.
Дети с удовольствием подружились с новым другом, следят за ним и выполняют движения глазками вверх и вниз, вправо и влево; Чебурашка помогает проводить упражнения в игровой форме на фиксацию взгляда, на ориентировку в пространстве, а также вызывает у детей познавательный интерес.