Ранее развитие

0
369

Байдина Наталья Александровна

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12  г.Шебекино Белгородской области»

Раннее развитие  – это “обучение” ребенка в младенчестве и дошкольном возрасте. Раннему развитию всегда уделялось много внимания за рубежом.

Основатель Ассоциации раннего развития в Японии Масару Ибука говорил о том, что в возрасте с рождения и до трех лет ребёнок легко “запечатлевает” все, чему его обучают, и сохраняет полученные знания в памяти на всю жизнь. Но начиная с трёх лет, эта способность стремительно угасает.

Мария Монтессори отмечала, что период до трёх лет, это период “впитывающего разума”.

Глен Доман утверждал: “Не упустите время, пока растёт мозг”. Взгляды зарубежных учёных полностью поддерживают и российские специалисты в области раннего развития психологии и педагоги: Борис и Елена Никитины, Андрей Маниченко, Николай Зайцев. Все они в один голос призывают нас взрослых задуматься о том огромном потенциале, который заложен в их ребёнке и требует развития уже в первые месяцы жизни. Новая информация для ребенка — это не желание, и даже не возможность. Для него это — необходимость.

материалы в печатный сборник 

Наукой найдены биологические подтверждения тому, что на ранних стадиях развития ребенка мозг требует не только питания, но и стимуляции. Всем известен тот факт, что дети начинают учиться сразу же после рождения, и установлено, что возраст от рождения до 6 лет – решающий для всего будущего развития ребенка.

Ранний возраст является начальным этапом сенситивного периода для развития психических процессов.

Развитие внимания в раннем возрасте происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Память ребенка всегда связана с его активным восприятием, узнаванием предметов, а под влиянием восприятия развивается мышление. Главную роль в процессе развития мышления играет предметная деятельность. Также, одним из важнейших новообразований раннего возраста является речевая деятельность (Г.А. Урунтаева, И.И. Мамайчук, М.В. Ермолаева, Л.Н. Павлова и др.). Л.С. Выготский указывал на то, что «ранний возраст и есть та стадия, когда возникает смысловое системное строение сознания, когда происходит возникновение исторического сознания человека, существующего для других, а значит и для самого ребенка».

У каждого малыша свои сроки развития, только следуя за его познавательными потребностями и физическими возможностями можно извлечь пользу из такого обучения. Нельзя также не учитывать тесной связи между типом личности ребенка, проявляющимся уже с первых дней жизни, и его способностями. В раннем детстве ребенка обязательно надо развивать, но это ни в коем случае не должно быть обучением даже дошкольного типа, а тем более школьного занятиями с учителями.

Для каждого здорового ребенка в первые три года жизни характерна высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Доказано, что если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития более замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями. Сенсорные (чувственные) потребности вызывают и высокую двигательную активность ребенка, а движение – естественное состояние малыша, способствующее его интеллектуальному развитию.

Ранний возраст характеризуется постепенным совершенствованием всех функциональных возможностей детского организма.

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития. Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

Ибука считает, что необходимо как можно раньше дать ребенку карандаши.

Ребенок видит огромный мир, когда он впервые берет в руки карандаши и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Ибука предлагает давать ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.

Специалисты по дошкольному воспитанию считают, что отказываясь удовлетворить любое желание своего ребенка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его же интересах. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Т.о., если родители хотят развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, они не должны покупать все, что он просит. Этим можно достигнуть прямо противоположного эффекта. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная.

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь