Мануйлова Ольга Анатольевна
музыкальный руководитель
Бабушкина Наталья Ивановна
воспитатель
МАДОУ № 1
г. Шебекино Белгород области
ПОИГРАЕМ В СКАЗКУ
конспект музыкального занятия в подготовительной группе
Ход занятия:
Дети входят в зал под спокойную мелодию и останавливаются полукругом.
Приветствие: «Здравствуй новый, добрый день!»
Музыкальный руководитель: Ребята, мне сегодня приснился сон, будто я попала в лес – сказочное место, где происходили необыкновенные чудеса. В нем раздавался чей-то голос. Он был похож на детский голос, и в тоже время был причудливым, волшебным, непонятным.
– И мне захотелось пригласить вас в этот необычный, удивительный лес, и может быть, мы сможем узнать – кому он принадлежит? Вы согласны отправиться со мной в это загадочное путешествие?
Музыкальный руководитель: Что можно делать в этом путешествии? Петь, играть, танцевать на полянке, слушать лесные звуки (составление плана путешествия с выставлением символов на мольберте).
Предлагаю вам скорей отправиться, мы будем преодолевать преграды, а как мы сможем их преодолеть, подскажет наш веселый бубен.
«Мы идём» – муз. игра
Пошли!!! (Дети идут по кругу и произносят слова)
Мы идём, мы идём, никогда не устаём!
Все преграды на пути можем запросто пройти!
А как будем мы шагать, бубен сможет подсказать
Музыкальный руководитель задает ритм ударами по бубну, а дети выбирают шаги.
Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и в лесу.
Дети подходят к дереву, на котором «растут» колпачки для гномов.
– Что в этом лесу необычного? (вокруг фиолетовые, синие деревья и на ветках висят разноцветные колпачки…)
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы очень наблюдательны.
Ой, мне, кажется, сейчас здесь начнут происходить чудеса.
Мы наденем эти колпачки и сможем превратиться в … (звучит музыка волшебства)
Музыкальный руководитель: Посмотрите друг на друга.
– Кто вы теперь такие? (Гномики)
Как же зовут наших гномов? А зовут их также. как вас, только произнести нужно ласково.
Ритмическая игра «Пропой свое имя ласково»
(Ребенок пропевает свое имя, а все дети повторяют его в ласковой форме и прохлопывают ритм по коленям (ЛЕ-НА, ЛЕ-НОЧ-КА)
Музыкальный руководитель: Чем занимаются гномики в лесу? (Этот лесной народ любит трудиться – лечат подраненных зверей, ухаживают за деревьями, а еще они в пещерах ищут спрятанные сокровища).
– Гномы, вперёд, на поиски сокровищ! (доносится звук из пещеры). Слышите?
Мы подошли к таинственной пещере, из которой раздаются негромкие звуки. Когда гномы пришли в пещеру на поиски драгоценностей, злой горный король превратил их в зловредных, ворчливых троллей. Прислушайтесь, тролли уже приближаются.
Дети прослушивают «В ПЕЩЕРЕ ГОРНОГО КОРОЛЯ» Э. Грига
Музыкальный руководитель: Что вы можете сказать о этой музыке, о ее характере? (Ответы детей)
– Ребята, а как вы думаете, слово «стремительная», «осторожная» подходит для определения характера?
– Вы были внимательны и успешно справились с заданием.
Маленький Эдвард любил слушать сказки, легенды о сказочных существах, а когда вырос, то стал писать музыку, навеянную этими образами.
Дети повторяют имя, фамилию композитора и название произведения
Я предлагаю еще раз прослушать это произведение и посмотреть фрагмент мультфильма «В пещере горного короля».
Музыкальный руководитель: Давайте убежим от чар короля к горному ручью.
Игра «Ниточка и иголочка»
Музыкальный руководитель: Вот мы и добежали до волшебного ручья, а вода в нём такая прозрачная и чистая, что если в него заглянуть, то можно увидеть своё отражение, как в зеркале.
Игра: «Зеркало»
Музыкальный руководитель: А вот и сама Королева-зеркальце.
– Свет наш зеркальце, скажи
Да всю правду расскажи.
Что ребятам надо сделать
Чтобы дальше нам идти?
Зеркальце (голос воспитателя):
– Как в зеркало, вы в воду загляните
Задания я дам – и выполнить его вы поспешите.
Этюды на мимику и движения: Дети присаживаются вокруг волшебного
озера и начинают мимикой изображать гномиков в разных эмоциональных состояниях на фоне соответствующей музыки.
Гномы, в воду вы вглядитесь,
Все как один развеселитесь!
Ну-ка, хватить веселиться,
Нужно всем вам разозлиться!
Ну, нельзя же вечно злиться,
Предлагаю удивиться!
А такое развлечение:
Покажите огорчение.
Зеркальце: – Все вы верно мне изобразили и можете продолжить дальше путь.
(Дети прощаются с королевой зеркал).
Музыкальный руководитель: Вот вы и снова добрые, весёлые гномы.
Музыкальный руководитель: Что гномики носят на ногах? (Деревянные
башмачки). Которые громко стучат.
Ритмическая игра «Башмачки»
Музыкальный руководитель: Ваши башмачки стучали очень ритмично.
В волшебном лесу гномы услышали эхо.
Распевка-эхо «Весело живем»
Мы сегодня собрались…
Песни петь ты научись…
Весело мы здесь живем…
Вместе песенки поем…
Да-да-да, да-да-да…
Чок да чок, чок да чок…
Заработал язычок…
Я-зы-чок…
Музыкальный руководитель: Я нашла в лесу сундучок, как вы думаете, что внутри? (Сокровища, клад…) Из сундучка раздается голос(запись).
-Ребята, я узнала его, вот этот голос я слышала во сне. Давайте приоткроем крышку, и увидим, кому он может принадлежать. (достает гномика-игрушку с грустным выражением на лице).Какой грустным гном! Ты устал прятаться в этом сундуке и захотел поиграть с ребятами?
Музыкально-дидактическая игра «Гномик Скрут»
(одна группа детей задает вопрос, подыгрывая себе на клавесах, другая группа отвечает, отвечая низким или высоким голосом)
Музыкальный руководитель: А теперь для всех жителей сказочного леса, звучит эта новая песня.
Песня «Пестрый колпачок» (слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве)
Музыкальный руководитель исполняет всю песню, затем задает вопросы.
Как называется эта песня? О ком поется в этой песне? Какими словами вы могли бы определить характер? Как вы поняли значение слов «латал свой колпачок», «заплатка»? Чем латал гном свой колпачок? Что использовал композитор для украшения этой песни, для удобства исполнения (вступление, проигрыш); Как его могут звать?
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на лицо нашего гостя (улыбается)
Он мне шепнул на ухо, что у него для ребят в сундуке подарок. (достает свистульку).Как называется этот инструмент?
Правильно, это русский народный инструмент. (демонстрирует звучание).Оказывается, если наполнить ее водой – звук меняется.
– На что похоже звучание этого инструмента? В какой нашей песне мы смогли бы его применить?
Песня «Весенняя» музыка И. Фроловой
Дети подыгрывают на металлофонах и свистульке
Музыкальный руководитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие в волшебный лес, нам пора возвращаться в детский сад, а Скруту пора возвращаться в его любимый волшебный лес, и ждать, может другие ребята придут к нему в гости. Глазки закрываем, что произойдёт – узнаем.
Открыть глаза вам разрешается, когда услышите волшебный музыкальный звук. Слышится музыка «волшебства» – дети открывают глаза.
– Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте посмотрим, что же осталось в нашем плане?
Игра на развитие творчества «Гномы и тролли»
Музыкальный руководитель отмечает детей, которые смогли проявить себя в импровизации и творчестве.
Музыкальный руководитель:
– Вам понравилось путешествие по загадочному лесу? Что понравилось?
– Мы со всеми заданиями справились? (обращаемся к плану). С какими трудностями столкнулись? Что осталось на память о путешествии?
Возьмем эти подарки в группу, свистулькой пополним свой музыкальный уголок, а колпачки украсим разноцветными заплатками.
Ребята, если вам понравилось наше путешествие, нарисуйте нашим гномикам улыбающийся рот, а если не понравилось – грустный.
Дети прощаются и под музыку выходят из зала