Рец Мария Ивановна
Воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №12 г. Шебекино Белгородской области»
Г.Шебекино Белгородской области
Для развития представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста необходима реализация следующих педагогических условий:
– применение проблемно-игровых ситуаций математической направленности;
– использование средств измерения величины предметов и знание алгоритма их применения;
– развитии исследовательских умений, в экспериментальной деятельности.
Первым педагогическим условием, на которое необходимо обратить внимание это – применение проблемно-игровых ситуаций математической направленности.
А. С. Тростянская рассматривая применение проблемно-игровых ситуаций в развитии математических представлений у дошкольников отмечали, что «проблемно-игровая ситуация – это универсальная дидактическая единица, запускающая механизм «думания». Осознание затруднения, невозможность разрешить его привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию математических связей, отношений, зависимостей».
Проблемно-игровые ситуации включают в себя следующие этапы:
- постановка, формулирование проблемы;
- выдвижение предположений;
- выбор, проверка, обоснование гипотез;
- подведение итогов, вывод
Для управления поисковой деятельностью детей в проблемно-игровой ситуации применяются различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого:
– система вопросов, переформулирование условий задач;
– наводящие задачи или задачи-подсказки;
– цепочка наводящих задач;
– неполное решение;
– готовый вариант решения .
Как утверждает А. М. Калинина, «включаясь в решение проблемно-игровых ситуаций, дошкольники сравнивают и сопоставляет, устанавливая сходство и отличие, преобразуют и группируют объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами, интерпретируют выделенные отношения через образ и знак. Так ребенок открывает мир чисел и фигур».
Второе педагогическое условие, направленное на успешное развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста будет использование детьми средств измерения величины предметов (условная мерка, измерительные приборы) и знание алгоритма их применения.
Л. С. Метлина неслучайно в своих исследованиях указывала на необходимость использования разного оборудования при обучении детей измерению и демонстрации педагогом способов измерительной деятельности. Она отмечала, что вариативность материала и измерительных действий с ним непосредственно влияет на прочность формируемых измерительных навыков детей
Под условной меркой понимается предмет, который дети используют в качестве средства измерения. Это могут быть лента, палочка определенной длинны, ложка, стакан, линейка и др.
На протяжении дошкольного возраста дети в дошкольном образовательном учреждении знакомятся с несколькими видами измерения условной меркой:
– линейное измерение, когда дети с помощью условной мерки измеряют длину, высоту, ширину предмета;
– измерение объема сыпучих веществ, когда дети используют уловную мерку для измерения песка, крупы, сахара в пакете, мешочке, тарелке и т.д.;
– измерение объема жидкости, когда дети используют условную мерку (ложка, стакан, чашка и др.) для того, чтобы узнать сколько жидкости в банке, бидоне, графине и т.д.
Существуют правила измерения, которые необходимо соблюдать. Так при линейном измерении необходимо:
- Определить точку отсчета.
- Мелом (карандашом) делать отметку там, где закончилась условная мерка (пришелся конец мерки).
- Правильно перемещать условную мерку. При измерении длинны – слева-направо, при измерении ширины и высоты – снизу-вверх.
- Перемещение условной мерки необходимо производить точно, прикладывая ее к отметке, которая обозначает последнюю отмеренную часть.
- Перемещая мерки, надо обязательно их считать.
- Окончив измерение, сказать, что и чем измерено и каков
результат .
При измерении условной меркой жидких и сыпучих веществ соблюдать:
– полноту мерки (мерка должна быть наполнена веществом всегда одинаково – до краев);
– обязательно каждое наполнение мерки считать;
– уметь правильно проанализировать процесс измерения, полученный результат с помощью речи .
Вначале обучения детей измерительным действиям детям трудно считать мерки. Е. И. Щербакова для облегчения задачи предлагает использовать фишки-эквиваленты. Отмерив мерку, ребенок откладывает фишку, в конце измерения считает фишки и делает вывод, сколько мерок потребовалось .
Для подготовки и проведения измерения предъявляются следующие требования:
– все действия педагога по измерению должны находится в поле зрения ребенка;
– показ с объяснением педагога приемов измерения должен быть четким, понятным, немногословным;
– дети от педагога получают задания в конкретной форме: что измерить, как измерить, кто с кем будет измерять. Педагог четко указывает последовательность действий детей и требования к выполнению этих действий.
– результаты измерения анализируются следующими вопросами: «Сколько раз уложилась мерка?, Сколько получилось мерок? Какова длина измеряемого …? Сколько стаканов крупы (воды) помещается в …? Как ты догадался, что…? Почему так получилось?
Далее рассмотрим использование в образовательной деятельности детей средств измерения величины предметов измерительными приборами.
Измерительный прибор – это устройство для измерения физических величин. Детей дошкольного возраста знакомят с наиболее простыми и доступными измерительными приборами, например, линейка, сантиметр, термометр, литр и др.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с разными видами линеек и их назначением, учат правильно пользоваться. Знакомят с термометром и его разновидностями, например, термометр для измерения температуры воды, воздуха, тела; термометр комнатный, водный, медицинский. Знакомят с его устройством (колба, стеклянная трубка, столбик ртути), показывают, как он работает. Объясняют детям что весы – это прибор для определения массы предметов, их тяжести. Знакомят с устройством разных видов весов, их назначением.
Детям предлагают определить длину, ширину листа бумаги, вырезать из бумаги полоску заданного размера, измерить стороны геометрических фигур, на глаз определить длину отрезка, затем проверить результат с помощью линейки. Выполняя данные упражнения, дети приходят к пониманию того, что измерение стандартной меркой обеспечивает получение объективных данных о величине предметов.
Следующее на что, необходимо обратить внимание детей, это знакомство с литром – мерой измерения объема жидкостей и вместимости сосудов.
Далее детей знакомят с общепринятым способом измерения жидкости и литром как единицей объема. Педагог демонстрирует детям мерную кружку, поясняет, что жидкие вещества измеряют меркой, которая называется «литр», в мерную кружку вмещается 1 л воды, затем мерная кружка заполняется водой. Дети определяют вместимость разных сосудов с помощью мерной кружки и выясняют, где и почему необходимо измерять литром. Данная деятельность способствует развитию у детей представлений о единице измерения объема, детям становится понятен смысл слова «литр», способ определения вместимости сосудов разного объема.
Третье педагогическое условие, направленное на успешное развитие представлений о величине предметов, это развитие исследовательских умений, в экспериментальной деятельности.
Экспериментирование пробуждает интерес любопытство, развивает познавательную активность ребенка, мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать. В процессе экспериментирования ребенка не будет заставлять, делать усилия для того чтобы усвоить элементарные математические представления, он сам будет стремиться узнать новое.
А. И. Савенков рассматривает экспериментальную деятельность как целостное образование личности, включающее в себя интеллектуальные, волевые, эмоциональные и творческие процессы
Используя для развития представлений о величине предметов экспериментирование представляется тем способом, который помогает ребенку «открыть новое знание» за счет анализа, сравнения, измерения, выводов. Знакомя детей с понятием «величина», можно предложить провести следующие эксперименты, например:
– эксперимент по переливанию жидкости их сосудов разной формы (высокая, узкая, широкая, низкая) в сосуды одинаковой формы;
– эксперимент по измерению объема сыпучих веществ с помощью условной мерки;
– эксперимент на сравнение твердых тел по весу и объему и т.д.
Данные эксперименты способствуют развитию элементарных математических представлений, в том числе и представлений о величине предметов на основе познавательно-исследовательской деятельности детей.
А. Н. Поддьяков в своих работах выделял следующие исследовательские умения, которые формируются в процессе экспериментирования:
– умения целенаправленно рассматривать, анализировать, сравнивать предметы, отмечать общее и различное, проводить обобщения;
– умения находить варианты решения исследовательских задач, задавая вопросы, анализировать, делать выводы;
– умения планировать результат своей исследовательской
деятельности
Процесс экспериментирования формирует у детей старшего дошкольного возраста активное отношение к собственной исследовательской, математическо-познавательной деятельности, к проблемно-поисковым ситуациям. Развивает у детей умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения. Экспериментирование позволяет принимать участие детей в выполнении интересных, доступных для старшего дошкольного возраста действий. Выражать сущность этих действий в речи. Экспериментирование обеспечивает проявление активности ребенка в математический деятельности через мотивацию, что направлено на развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста.