Волкова Наталья Георгиевна
Чуприна Светлана Алексеевна
воспитатели
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
г. Старый Оскол
Всероссийские педагогические чтения «Zа правое дело, Zа мир на земле и Zа жизни детей», секция “Совместная деятельность ДС и семьи по воспитанию патриотизма у дошкольников”
В настоящее время одной из актуальных проблем является формирование духовно-нравственных качеств дошкольников. Целостное социально-личностное развитие ребёнка-дошкольника становится возможным при согласованной работе детского сада и семьи. Поэтому необходима постоянная работа с семьёй, позволяющая соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье.
Перед взрослыми, стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, привить ему любовь к Родине [4, с.24].
Дошкольное детство — это важный период жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как в самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели». Именно младший возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления.
Детский сад – первое общественное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям педагога и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения той среды, где живёт ребёнок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и в детском саду, которым живут родители и воспитатели-люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка [7, с.14].
Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье. Для ребёнка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Родители – первые воспитатели и учителя ребёнка. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный опыт. Осуществляя процесс духовно-нравственного воспитания детей, педагог воздействует и на семью.
Основными задачами работы в детском саду являются:
- – взаимодействие детского сада и семьи в формировании нравственно-эстетических представлений дошкольников;
- – приобщение ребёнка-дошкольника к общечеловеческим ценностям;
- – воспитание нравственных качеств детей в процессе приобщения к культурному наследию.
Детство уникальный период в жизни человека, время накопления социально-значимого опыта, формирование отношений к окружающей действительности. В дошкольном возрасте происходит активное накопление социальных норм, образцов поведения, формирование эмоциональных чувств.
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом в становлении нравственно-этических представлений. Практический опыт показывает, что накопление нравственного потенциала не возможно без участия семьи. Необходимы целенаправленные организованные усилия по восстановлению традиционного семейного воспитания.
Работа по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников осуществляется по нескольким направлениям:
- – организация эффективного процесса приобщения детей к православным традициям;
- – повышение уровня духовно-нравственной культуры педагогов;
- – педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Приобщение к нравственности на основе духовных ценностей проявляются на занятиях по познавательному развитию, музыкальном воспитании. При подборе художественной литературы нужно ориентироваться на следующие критерии:
- – положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра;
- – духовное начало и сюжеты, утверждающие: доброту, милосердие, послушание, сострадание;
- – отсутствие психической агрессии, что сейчас нередко имеет место в детской литературе.
Полученные знания дети закрепляют дома с родителями. Каждую минуту активной жизни, ребёнок получает впечатления и информацию. Оттого, насколько эти впечатления будут ярче, богаче, разнообразнее — напрямую зависит уровень интеллектуального, эмоционального и духовно развития ребёнка.
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи. Когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.).
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.
Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Общие дела, реализуемые совместно с родителями, должны строиться по принципу, когда семья и детский сад не заменяют, а дополняют друг друга. Семья занимает центральное место в сознании ребёнка, а наша задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать, что в первую очередь именно в семье должны сохраняться и передаваться духовные и нравственные ценности, традиции и обычаи [1, с.22].
Организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет укрепить сотрудничество семьи и детского сада, повысить уровень духовно – нравственной культуры родителей, и формировать у них потребность в становлении духовно – нравственной личности ребёнка.
Литература
- Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание,– 2005.– № 7.
- Борисенко Ю. В. Психология отцовства // Журнал практической психологии.– 2007.– № 1.
- Грозовский Виктор Священник. О православном воспитании и книгах.//В помощь христианину//2009.
- Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.М.Издательство 2005.
- Коломзина Софья. Наша церковь и наши дети //Христианское воспитание детей в современном мире-2007.
- Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. М.: Издательство «Знание», 1990.
- Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и их родителей /О. Потаповская, О.Гладких// Дошкольное воспитание.-2006.-№1