Русские народные сказки, как элемент этнопедагогики в формировании нравственных качеств у старших дошкольников

Широких Надежда Дмитриевна
Бурцева Нина Васильевна
Маресьева Надежда Андреевна
Воспитатели
МАДОУ «Образовательный комплекс «Лицей № 3»
имени С.П. Угаровой»
отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок»
Г. Старый Оскол

 

Материал предоставлен для участия во Всероссийской научно-практической конференции «Этнопедагогика как ресурс воспитания и становления личности детей через приобщение к традиционной родной культуре и традициям народов мира»

 

«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

 

Этнопедагогика – это особый взгляд на воспитание народными средствами, представителя конкретного этноса, она соединяет социальные и педагогические процессы, взаимосвязи педагогики с культурными традициями народа, исследует особенности и закономерности народного (этнического) воспитания.

 В России с древности существовали определенные взгляды на воспитание и обучение подрастающего поколения. Народ сложил свою систему знаний, которую современная наука объединяет термином этнопедагогика.

Рекламное сообщение  

Основной целью нашей работы, являлось изучение русских народных сказок, как элементов этнопедагогики в формировании нравственных качеств у старших дошкольников.Нам хотелось сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

В ходе работы перед нами были поставлены следующие задачи:

  1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

Чтобы дети лучше усвоили способ построения русских народных сказок, были использованы разнообразные методы и приемы: чтение, пересказ, беседа, рассказывание, показ кукольного театра, теневого театра, драматизация сказок, рисование отдельных элементов сказок.

Русские народные сказки переходят из уст в уста с самого раннего возраста и остаются с нами на всю жизнь. Сказки учат торжеству правды, внушают уверенность в победе добра над злом, что является сильной стороной сказок. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства. Именно через сказку, ребенку легче усвоить сложную картину мира, которая представлена в виде простых наглядных схем, опираясь на которые легче разобраться в самой действительности.

Сказки воспитывают у детей такие нравственные качества, как чувство дружбы (например «Теремок»), уважения к труду («Морозко»), любви к родителям («Гуси-лебеди»), воспитание доброты («Золушка»),честности («Заяц-хвастун»), смелости («Финист ясный сокол»), взаимовыручки («Кот, петух и лиса»). В своей работе мы использовали нетрадиционные методы работы по сказкам: придумать новую сказку, определить лишнее слово, взять интервью у героев сказки, мимикой изобразить героя сказки и угадать его. Играли с детьми в тризовскую игру: «Хорошо – плохо». Предлагали развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления. Тем самым делали еще один шаг к формированию доброты, отзывчивости. Часто применяли «волшебную палочку». Вначале оперировали ею в различных ситуациях (палочка помогала Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученные владе­нию «волшебной палочкой», дети сами начинали действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Воз­никла так называемая обратная связь. Дети сами ак­тивно творили добро, фантазировали,  таким образом, развивали собственное воображение. Знакомство с литературными произведениями проходили поэтапно. Чтение и слушание, просмотр иллюстраций, беседа о содержании прослушанного литературного произведения, его подробный анализ с наводящими вопросами, инсценирование, обыгрывание, драматизирование. В процессе слушания произведения, которое предполагалось драматизировать, дети понимали  и переживали его содержание, давали  правильную оценку его героям. В своем воображении они представляли  себе, как надо действовать в данной ситуации. Дети подробно описывали, как петух из сказки «Лиса, заяц и петух» ходит, высоко поднимая ноги, как он поёт звонко, уверенно. Давали ему точную характеристику, называя смелым, задорным, бесстрашным.

Чтобы сказка способствовала общению между детьми, использовали игру – «интервью». Дети брали в руки «микрофон» (заменитель – ручка от скалки) и брали интервью у героев сказок (дети, переодетые в петушков, мышек и т.д.).

Всю свою практическую деятельность мы проводили в ходе непосредственной образовательной деятельности, через различные образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.На основе сказки придумывали задачи и считалки. Например: «Если бы один козлёнок побежал за мамой, двое других за ним, а ещё двое ушли без разрешения купаться, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?»Также, применяли сказки для развития художественного творчества. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Мы предлагали детям что- то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.Работу по сказкам  проводили  совместно с родителями. В родительском уголке поместили советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда, рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др. Проводили индивидуальные беседы и консультации с родителями на  темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных». Провели родительское собрание на тему: «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка». Совместно с родителями пополнили библиотеку в группе новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания, пополнили театральный уголок пальчиковым театром из ниток.Вместе с родителями устраивали выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки». На «День Матери» дети показали сказку «Где ты, ласковая мама?», к празднику «8 Марта» показали переделанную сказку «Теремок», к «23 февраля» папам рассказали сказку «Волк и семеро козлят» с новой концовкой.

Использование элементов энтопедагогики в работе по сказкам оказало большое влияние на моральную сторону личности ребенка, таких важных качеств как доброта, отзывчивость, справедливость. Всё это, на наш взгляд, будет способствовать более радостному проживанию ребенком периода детства и успешной подготовки его к будущей жизни.

 

 Литература

  1. Большова Т.В. « Учимся по сказке» Санкт – Петербург «Детство пресс» 2001 г.
  2. Буре Р.С. Нравственное воспитание дошкольников. М.1972. с.
  3. Макаренко А.С. Проблемы воспитания М.1978. с.67.
  4. Уледов А.К. Нравственное воспитание М.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь