ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – КЛЮЧ К УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

0
1021

 

Фоломеева Людмила Николаевна
музыкальный руководитель
Лашина Юлия Викторовна
педагог-психолог
Васютина Ирина Валериевна
инструктор по физической культуре
МБДОУ ДС № 44 «Золушка»
Старооскольского городского округа

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – КЛЮЧ К УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

 

Материал размещен в рамках Всероссийского летнего образовательного очно-заочного форума «Лето – это маленькая жизнь»

Рекламное сообщение

 

Процесс адаптации, вопрос его организации затрагивает каждого педагога ДОУ, осознавая важность периода, стараются уделять проблеме особое внимание. Тесное взаимодействие всех специалистов позволяет осуществлять этот процесс.

Основная цель педагога, работающего в детском саду в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, установление доверительных отношений с каждым ребенком, формирование положительного отношения к детскому саду.

Чтобы решить эту проблему, тесное взаимодействие всех специалистов позволяет осуществлять этот процесс, в игровой форме выражая  каждому ребенку свое доброжелательное отношение. Дети младшего дошкольного возраста легко возбудимы и довольно быстро утомляются, поэтому необходимо продумать такую организацию игровой деятельности, которая предусматривает смену видов деятельности. Интеграция различных видов деятельности способствует повышению эмоциональной активности малышей и формированию положительного настроя на общение.

Игра начинается с прихода детей в детский сад, их радушно встречает воспитатель (педагог-психолог или другой, заранее обученный, специалист), и вовлекает в разнообразную деятельность, не давая скучать и чувствовать себя одиноко.

С помощью игр ребенок получает возможность:

  • снять напряжение, тревогу;
  • развить коммуникативные навыки;
  • развить внимание, восприятие, речь, воображение;
  • развить игровые навыки, а также навыки произвольного поведения;
  • развить общую и мелкую моторику.

Основные принципы организации и проведения игр:

  1. добровольность участия в игре (заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит);
  2. взрослый должен стать непосредственным участником игры (своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них, в то же время взрослый организовывает и направляет игру);
  3. игры должны многократно повторяться, т. к. это является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта).

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

Все игры условно поделены на группы:

1 группа Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом и с педагогом, формирование доверительных отношений.

2 группа  Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

3 группа Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).

4 группа Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.

Игры для младших дошкольников в период адаптации.

«Поезд». Педагог: сейчас мы с вами создадим поезд. Сначала я буду «паровозом», и когда буду ехать по кругу, то буду хлопать в ладоши и говорить имя: «Иван, Иван – едем!» Я сделаю круг, а теперь на мое место становится кто-то из вас, а я стану, как и вы, вагончиком – прицеплюсь к «паровозом». Теперь он поедет, а мы все вместе проговариваем его имя: «Антон, Антон-едем!» И так до тех пор, пока все дети по очереди не побудут в роли «паровоза» и не примут участие в игре.

«Песочный круг». Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами.

«Дотронься до…». Все играющие одеты по-разному. Педагог говорит: «Дотронься до синего!» Ребёнок должен сориентироваться и найти у участников игры в одежде что-то синее. Цвета каждый раз разные. Можно называть не только цвета, но и формы, размеры предметов.

«Это Я». Дети, сегодня к нам в гости пришёл Мишка. Покажем ему, как мы умеем играть.

Это глазки. Вот. Вот.      Показывают сначала левый, потом правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот.        Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое.
Это нос. Это рот.            Левой рукой показывают рот, правой нос.
Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладут на спинку, правую на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.  Два раза хлопают.
Это ножки. Топ, топ.     Два раза топают.
Ой, устали. Вытрем лоб. Правой рукой вытирают лоб.

«Сорока-белобока». Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.

Сорока-белобока
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала:
Ты, сынок, мал,
Нам не помогал,
Тебе каши не дадим.

Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке – «мешает кашку». При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца. При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.

«Коза рогатая». Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая её движениями.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп:
«Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодаю,
Забодаю, забодаю!»

Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец – получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.

«Коготки-царапки». Педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

У белого котенка
Мягкие лапки.
На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы – котенок «выпускает» коготки-царапки.
Но на каждой лапке
Коготки-царапки!

Педагог предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать её «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

«Прыгай веселей». Педагог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей!  Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз!      Руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!   Кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём
И опять играть начнём.

«Мы ногами топ-топ-топ».

Мы ногами топ-топ-топ!             Топают, высоко поднимая ноги
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп!      Хлопают в ладоши
Ай да малыши!
Ай да крепыши!                          Руки на пояс, кружатся
Вот такие мы!

«Мяч в кругу». Дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Педагог показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

«Покружимся». Педагог берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стихотворение и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь.
И на землю повалюсь!

В играх с детьми педагоги показывают свое добросердечное отношение к ним, становятся для воспитанников интересными партнерами, помогают накопить игровой опыт. Игры не должны быть слишком длительными. Лучше поиграть с детьми несколько раз в день, но понемногу.

Играть в такие игры желательно в течение месяца, а может быть, и больше. Все будет зависеть от того, как скоро дети привыкнут к вам и детскому саду.

Использование данных игр способствует повышению уровня адаптации детей. Предложенные игры при соблюдении определенных условий – эффективное средство социальной адаптации дошкольников.

 

Список литературы:

  1. Бабинова Н.В., Мельцина И.В. Музыкальны занятия с детьми раннего возраста/Служба ранней помощи в ДОО, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2015, 130 с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/Москва, Просвещение, 1991, 160 с.
  3. Выродова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких/ Пособие для родителей, Москва, Школьная Пресса, 2007, 160 с.
  4. Макшанцева Е.Д. «Скворушка»/Сборник музыкально-речевых игр, Москва, Москва, АРКТИ-ИЛЕКСА, 1998, 105 с.
  5. Шапкова Л.В. «Подвижные игры для детей»/Методическое пособие, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2005, 158 с.

 

 

Посмотреть участников форума и скачать сертификаты – ЗДЕСЬ

 

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь