Митькина Наталья Александровна
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 31»
Копейского городского округа
ЖИТЕЛИ ЗОЛОТОЙ СТРАНЫ
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста в образовательной области
«Познавательное развитие»
Цели: расширять знания детей о злаковых культурах. Сравнить два способа выращивания и обработки злаков: старинный и современный. Познакомить детей с профессиями тракториста и комбайнера. Продолжать развивать математические способности (количественный счет до 5, сравнение предметов по длине, умение уравнивать группы предметов). Развивать мелкую моторику рук. Вызывать интерес к изготовлению аппликации из соломки.
Материалы и оборудование: снопы зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, овес), баночки с мукой и крупами (гречка, манка, рис, пшено, геркулес); две смеси круп: белая фасоль с гречкой и красная фасоль с рисом; экран с проектором; фотографии картин И. Шишкина «Рожь», «Полдень. В окрестностях Москвы», М. Клода «На пашне», Г. Мясоедова «Страдная пора (Косцы)», «Зреющие Нивы», А. Венецианова «На пашне. Весна», «На жатве, Лето», «Гумно», А. Боголюбова «Молотьба в Московской губернии»; жернова, зерна пшеницы; нарисованные колоски разной длины (по 5 штук на каждого ребенка), соломенные трубочки; изделия из соломки (Шляпы, корзинки, игрушки, шкатулки и пр.); эскизы детских рисунков, плоские полоски соломы для аппликации, ножницы, клей ПВА, кисточки, фонограмма песни «Кадриль» сл. Е. Темникова.
Ход образовательной деятельности
В группе – снопы зерновых культур. Педагог загадывает загадку:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(Колос)
¾ Что это за дом? И на каком столбе он стоит?
Педагог предлагает найти в снопе отгадки и разобрать по видам:
Мала мышка – золотая кубышка. (Просо)
В поле – метелкой, в мешке – жемчугом. (Пшеница)
Как в поле на кургане стоят девушки с серьгами. (Овес)
Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят. (Ячмень)
¾ Что у них общего? Чем отличаются? (Ответы детей)
¾ Как их называют одним словом? (Злаки)
¾ Для чего выращивают злаковые культуры? Что из них делают?
Педагог демонстрирует баночки с крупами, мукой:
¾ Ребята, мне нужна ваша помощь. В двух банках оказались смешаны две крупы. Надо их перебрать, чтобы наши повара могли сварить суп и кашу.
Проводится игра «Раздели крупы».
2 команды сидят за отдельными столами. У первой команды белая фасоль с гречкой, у второй – красная фасоль и рис. Дети перебирают крупы на скорость.
Педагог. Кроме супа и каши на столе всегда бывает хлеб. Откуда его берут? (Ответы детей. В том числе – «из магазина»). А в магазин он откуда попадает? (Из пекарни) Как он появляется в пекарне? (Пекут из теста) Из чего делают тесто? (Из муки) А откуда берется мука? (Из зерна) А зерно? (С поля)
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок,
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
На экране появляются фотографии картин И. Шишкина, А. Венецианова, Г. Мясоедова, М. Клодта, А. Боголюбова.
Педагог. Сегодня наше поле золотистое, кажется – огромный ковер лежит перед нами, а состоит он из отдельных солдатиков – колосков. А всегда ли это царство сверкало золотым убранством? Каким оно было ранней весной? Летом? (Ответы детей)
Проходило время, менялись краски природы.
Нежные, мягкие стебельки становились крепкими и упругими, созревал колос. Пройдет еще немного времени, и уберут урожай, грустно станет на поле, останутся только коротенькие, торчащие стебельки…
Но не унывают жители Золотой страны – они знают, что из зерен, зревших в колосьях, намелют муки и испекут душистый мягкий хлеб.
Педагог предлагает сравнить современные способы уборки урожая со старинными. Читает стихотворение С. Дрожжина «Первая борозда»
Педагог. Какие орудия труда упоминаются в стихотворении? (Соха, серп)
На экране – фото сохи, серпа. Педагог показывает жернова и знакомит детей со старинным способом получения муки из зерна. Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе.
Педагог. А как сейчас выращивают и убирают хлеб? (Рассказы детей с опорой на наглядный материал, демонстрируемый на экране)
Педагог. Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет. Что это? (Комбайн)
¾ Что делает комбайн с колосками? (Ответы детей)
Педагог знакомит детей с профессиями тракториста, комбайнера. Дети рассматривают колосок.
¾ Из чего он состоит? (Стебель, лист, колосок с зернами)
Проводится дидактическая игра «Разложи колоски».
У каждого ребенка по 5 нарисованных и вырезанных колосков: три длинных и два коротких.
Педагог. Сколько всего колосков? Найдите одинаковые по длине. Сколько коротких? Длинных? Каких больше? На сколько? Как сделать, чтобы их стало поровну?
¾ Что остается на поле после того, как собрали зерно?
Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
Ну, а зимнею порой –
Аппликацией – игрою.
Суха и очень ломка,
Зовут ее… (соломка)
¾ Что такое солома? (Ответы детей) Это стебли зерновых культур. Посмотрите, какой стебелек.
Дети рассматривают и описывают: золотой, гладкий, блестящий, легкий, прочный и т.д. Дуют в трубочку соломенную.
Педагог. Где же можно использовать соломку? (Ответы детей)
Дети подходят к столу, где организована выставка поделок из соломы.
Педагог. Чтобы использовать соломку, ее предварительно обрабатывают.
На экране – этапы подготовки соломы.
Педагог. И вот получены плоские соломенные полоски. Теперь из них можно делать аппликацию.
Дети занимают места за столами и приступают к работе. На предварительно нарисованный эскиз на цветном картоне (например, букет цветов, кораблик в море и т.д.) дети наклеивают полоски из соломки.
Детские работы становятся экспонатами выставки.
Педагог приглашает детей на веселый танец «Кадриль».