Обучение элементам фитодизайна как условие развития творческого потенциала дошкольников

0
1886

Статья Ерохиной Екатерины Игоревны, воспитателя I ​​квалификационной категории МКДОУ Борисоглебского городского округа Детский сад №21 комбинированного вида в рамках второго этапа педагогического марафона “Мир дошколят – мой мир”.

Обучение элементам фитодизайна как условие развития творческого потенциала дошкольников

Что в детстве каждого из нас завораживало, восторгало, удивляло, переполняло чувствами? Да, практически всё, скажете вы! Это и радуга на небосклоне, и причудливая форма облаков, замысловатые снежинки, желтые листья, и яркие краски закатного неба, шум леса, цветы и многое другое. Психологами доказано, что самые впечатляющие, красочные воспоминания детства у нас связаны с открытием тайн в природе. Каждый человек имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе.
Но, к сожалению, в современных условиях наблюдается постепенный процесс отчуждения дошкольника от природы, которое проявляется в разных формах. Вследствие этого, каждый из нас, наверное, не раз замечал, как жестоки и равнодушны нынешние дошкольники по отношению к природе.
Умение видеть и чувствовать красоту природы – большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве.

Но как помочь, научить современных дошкольников видеть, замечать, не оставаться равнодушным, жестоким к природным объектам? Как, нам педагогам, сделать так, чтобы природа ежедневно, каждую минутку окружала, восхищала, вдохновляла наших детей?
Перспективы решения данной проблемы я связываю с реализацией эколого-эстетического воспитания дошкольников с помощью обучения их элементам фитодизайна.

Фито– это растение, дизайн – проект, устройство, или оформление.Фитодизайн– оформление интерьера с помощью комнатных растений и других природных элементов.

Детскийфитодизайнсегодня – одна из форм художественной деятельности с самыми различными природными материалами по созданию разнообразных предметов на занятиях и в часы досуга, в детском саду и в кругу семьи.

Рекламное сообщение     

Я считаю, что детям уже старшего дошкольного возраста вполне доступны многие виды работ с природным материалом. Это декоративные аппликации, букеты из сухих растений, плетение из прутиков, соломки, трав, мелкая пластика и игрушки из шишек, веток, камешков, гербарии, скульптура из корней, коры, сучьев для украшения живого уголка и прочее. Подобрать шишку, корень или ветку так, чтобы они были похожи на персонажи сказок, способен сам ребенок. Он может угадать зверька в гибком силуэте корня или ветки; найти и придумать, что необходимо добавить к шишке, чтобы получился ежик, зайчик; какие растения составить в красивый букет. Поэтому дошкольники уже полноценно могут участвовать вфитодизайнепомещения.

В процессе обучения дошкольников основамфитодизайная заметила, что он влияет на все стороны гармоничного развития детей:
• психотерапевтически, целительно воздействуют на душу ребенка, нормализует психические процессы;
• развивает все три канала восприятия мира: кинестетический, визуальный,аудиальный;
• развивает фантазию, воображение, мышление, эмпатию;
• развивает индивидуальность;
• пробуждает интеллектуальную и творческую активность;
• формирует эстетические чувства, суждения, оценку;
• воспитывает вкус, привычки, мировоззрение;
• учит чувству гармонии, цвета, пространства, формы;
• эффективно развивать мелкую моторику рук, т.к. дети имеют дело с очень тонкими и хрупким материалом;
• учит детей выражать в композициях свои эмоции, настроения, желания;
• развивает наблюдательность, внимание;
• развивает познавательную сферу;
• дает знания о мире растений, условиях их выращивания, особенностями происхождения;
• воспитывает трудолюбие, повышает саму значимость трудовой деятельности;
• закладывает у детей уверенность в себе, успешность в обучении;
• прививает коммуникативные навыки;
• способствует преодолению упрямства, эгоизма, лени;
• воспитывает интерес, любовь к природе и желание её оберегать и это далеко не все достоинства детскогофитодизайна.

Только представьте себе: вы идете домой не спеша, ни о чем не думая. Вокруг лужи воды от подтаявшего снега и небольшие проталины. И вдруг на одной из таких проталин вы видите нежный цветок – первый подснежник. Иногда в детстве, встретившись с таким чудом, хочется перенести его домой, чтобы оно было рядом. Но, осуществив свой замысел, губишь цветок. Огорчению нет предела! Эти пережитые чувства у детей уже и есть «первый звоночек», первое желание внести в свою жизнь загадочный мирфитодизайна. Так как с помощью него можно дать вторую жизнь природному материалу.

Приобщение детей к созданию элементовфитодизайнав интерьере я планировала поэтапно. На первом этапе показывала приемы работы по оформлению помещения, демонстрирую результат, выполненный без участия детей. На втором этапе происходит сотворчество воспитателя и детей, а на третьем дети под моим наблюдением выполняют работу самостоятельно. Взаимодействие детей в процессе оформительской деятельности условно можно разделить на три вида: индивидуальное,индивидуально-групповоеи коллективное.

Далее подробно раскрою каждый из этапов.
Итак, на первом этапе:

• выявляю отношение дошкольников к нашей предстоящей работе;
• обращаю внимание детей на эстетику предметного окружения, тем самым побуждаю их к совместнойфитодизайнерскойдеятельности;
•более глубжезнакомлю с разнообразием, особенностями комнатных растений, правилами ухода за ними;
• рассматриваем цветные фотоснимки из журналов, слайды, разнообразные книги, иллюстрирующие необычный мир комнатных растений; варианты оформления;
• обсуждаем варианты оформления интерьера помещений, причем использую контрастные варианты, для того, чтобы наглядно показать, что «красиво», а что «безобразно»;
• фиксирую эмоциональную реакцию каждого ребенка, отмечаю знания и словарь эстетических оценок детей;
• провожу тематические рисования на тему: «Самый красивый «зеленый» уголок в нашем детском саду», «Моё любимое комнатное растение» и т.д., для определения эстетических предпочтений детей.


На втором этапе:
 знакомимся с профессиями фитодизайнера, флориста, аранжировщика;
• провожу систематические экскурсии, походы в парк, скверы, лес с целью сбора природного материала;
• обучаю правилам и способам обработки собранного природного материала;
• высаживаем на участке садовые растения, выращиваем сухоцветы;
• организовываю экскурсии в цветочные магазины;
• изготавливаем поделки, панно, коллажи из разнообразного природного материала;
• изготавливаемфитодизайнерскиеподарки на праздники;
• изучаем основы цветоведения: гармоничные, ахроматические, контрастные цвета;
• упражняемся в гармоничном подборе цветов для букета, вазы, упаковки, декоративных элементов;
• знакомимся с таким искусством как икебана,бонсай.

И на завершающем третьем этапе работы детям предоставляется большая самостоятельность в эстетическом преобразовании интерьера:
• во флористическом стиле украшаем помещения к праздникам;
• проводим деловые игры, например, «Создание цветочного салона»;
• проектные деятельности «Уголок моря», «Пустыня», «Японский садик»;
• раскрываем тайны растений, изучая язык цветов, цветочный этикет;
• проводим обобщающие викторины;
• организовывала различные выставки, конкурсы детскихфитодизайнерскихработ

Работая со своими воспитанниками, я вдохновилась на создание дополнительной образовательной программы, которая так и называется «Вдохновение». Программа рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Данная программа позволяет решить не только чисто образовательные задачи, но главная заслуга заключается в умении научить дошкольников видеть окружающий мир сквозь узор листьев, чашечку цветка, причудливо изогнутые ветки. Здесь они становятся внимательными, чуткими друг к другу, учатся любить и уважать свой труд и труд других детей. Новизна данной программы состоит в том, что занятия психологически благоприятно воздействует на дошкольников. Признание ценности каждого и сопереживающее понимание являются обязательными условиями безопасности, что позволяют ребенку проявить себя, способствуют творчеству. Он не просто получает дополнительные знания, умения, навыки, но еще и развивается, имеет возможность для саморазвития, самосовершенствования. Поэтому работы дошкольников полны чудес, фантазии, восторга перед многообразием форм природы.

Целью программы является, создание условий для формирования знаний, умений, навыков необходимых дошкольникам для выполнения самостоятельнойфитодизайнерскойдеятельности. Программа решает следующие задачи:


Обучающие:

•показать практическую значимостьфитодизайнапомещений;
• обобщить и систематизировать знания о «царстве» растений;
• углубить знания детей о разнообразии комнатных растений, их особенностях;
• сформировать знания о разнообразии форм, красок и проявлений компонентов окружающего мира;
• выработать умения и навыки работы с природным материалом;
• научить использовать качества и особенности природного материала для максимальной выразительности художественного образа;
• учить способам обработки природного материала;
• учить чувству гармонии, цвета пространства формы;
• познакомить с особенностями профессийфитодизайнера, флориста, аранжировщика;
• учить выращивать и ухаживать за садовыми растениями;
• обучать проектной деятельности.

Развивающие:

• развивать воображение, фантазию, мышление, память;
• развивать познавательную, практическую и творческую активность;
• развивать художественный, эстетический вкус;
• развивать коммуникативные навыки
• улучшать моторику, пластичность, гибкость рук;
• развивать стремление к экспериментированию;
• развивать индивидуальность;
• формировать вкус, привычки.

Воспитательные:

• воспитать эмоционально-чувственный взгляд на мир;
• воспитывать бережное отношение к природе;
• воспитывать уважение к труду;
• вырабатывать усидчивость, терпение, самостоятельность;
• воспитывать интерес к искусству, пониманию прекрасного;
• воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям, умение жить в гармонии с природой, людьми, самим собой.

Ожидаемые результаты освоения программы: главным результатом реализации программы является умение выражать в композициях свои эмоции, настроения, желания. Главным критерием оценки дошкольника является не столько правильность выполнения, сколько оригинальность, неповторимость, индивидуальность работ.

Я считаю, что участвуя со взрослыми в оформлении детского сада, дети осознают себя активными созидателями красоты, что открывает новые возможности и условия развития творческого потенциала детей.

Понравилась статья?

Голосуйте за работу Екатерины – нажимайте кнопочки соцсетей, пишите комментарии!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь