Игры и упражнения для развития мелкой моторики, с помощью которых развивается речь у детей у детей в средней группе
Бочкарева Наталья Петровна, воспитатель дошкольного отделения «Золотая рыбка» МОБУ СОШ № 15 г. Нефтекамск, с. Энергетик в рамках второго этапа педагогического марафона “Мир дошколят – мой мир”.
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
В 3-4 года задействуем все пальцы.
Пальчиковый театр – это увлекательная дидактическая игра, которая:
1. стимулирует развитие мелкой моторики;
2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом, кто впереди и т. д.);
4. развивает воображение, память, мышление, внимание, речь.
5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
Для неумелых детских пальчиков очень полезна будет такая игрушка — тренажер для застегивания пуговиц.
Игры – шнуровки:
1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
2. развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”;
3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
4. способствуют развитию речи;
5. развивают творческие способности;
6. развивают усидчивость;
Можно сказать, что шнурок – это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки). Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на расположение шнурка на “домике” – наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.
Игры с крупой, семенами, палочками.
Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.
Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на “доске” линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Насыпаем фасоль на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет фасоль и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую фасоль, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Из палочек можно составлять изображения предметов.
Мешочки с крупой- упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
·развивают мелкую моторику;
·развивают внимание; речь;
·развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему предстоит обследовать. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой “Волшебный мешочек”. Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков. Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесьте все это на крючки. Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.
Упражнения с прищепками
Цель упражнения – научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ёжику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее).
Упражнения с бусинами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать»
Выкладывание фигур с помощью бусин.
Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель упражнения – научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль и т.д., беседуя с ребёнком.
Продуктивная деятельность.
Кроме игр и упражнений, развитию речи способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.). Все эти виды продуктивной деятельности ненавязчиво помогают общаться детям в коллективе. Рассматривать и оценивать работы своих друзей.
Упражнения с красками.
Некоторые педагоги и психологи предлагают для развития моторики упражнения с красками. Они заключаются в том, что ребенок обмакивает пальчик в краску акварельную или гуашь, а затем наносит свой «рисунок» на лист бумаги. Этими упражнениями можно заниматься с 2 лет.
Игры с конструктором, мозаикой – в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. Ребёнок рассказывает, что сделал и показывает всем.
Переложи игрушки.
Цель: Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика, высокий сосуд).
Ход игры.
Воспитатель показывает пальцы рук, сложенные щепотью. Берёт мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Предлагает детям сделать также. Слыша взрослого, ребёнок повторяет, пополняет словарный запас слов в речи.
Кукла пришла с прогулки.
Цель: Учить детей расстегивать пуговицы; продолжать развивать мелкие движения рук; формировать интерес к овладению предметно-игровыми действиями, задавая вопросы детям.
Оборудование. Кукла. Одежда к ней (кофты на пуговицах, пальто).
Ход игры.
К детям приходит кукла и просит помочь ей раздеться, т. к. она не умеет расстегивать пуговицы. Детей просят помочь кукле. Воспитатель называет слова одежды, а дети повторяют.
Аналогично проводятся игры: «Оденем куклу на прогулку» – дети застёгивают пуговицы. «Уложим куклу спать» – дети расстегивают более мелкие пуговицы на одежде кукол: (сарафанах, кофточках, жилетах).
Помоги Незнайке.
Цель: Учить детей застёгивать пуговицы, развивать мелкие движения рук, формировать положительное отношение к игре, развивая речь ребёнка.
Ход игры. Педагог показывает Незнайку и говорит, что он хочет собрать из лепестков цветок, но сам не умеет, надо ему помочь. Затем объясняет детям, как последовательно надевая петли лепестков на пуговицы и распределяя их вокруг пуговицы, составить красивый цветок. Незнайка радуется и благодарит детей.
Пазлы – красочные картинки с окружающим миром.
Игра развивает внимательность, сообразительность, речь,
координирование работы глаз и кистей рук.
Игры с сенсорными ковриками.
Цель: Учить детей застёгивать застёжки, развивая речь.
Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребёнка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода.
Выкладывание мозаики.
Цель: Учить детей хватанию щепотью, развивать внимание, речь, подражание, умение анализировать и производить несложный образец.
Материал: мозаика, мелкие сюжетные игрушки-матрёшки, куколки, зайчики.
Ход игры. Педагог показывает детям доску для мозаики, обращает внимание детей на дырочки. Берёт один элемент мозаики и вместе с ребёнком рассматривают шляпку и штырёк. Показывает, как вставлять форму в отверстие дырочки. Учит брать форму щепотью. Дети выкладывают дорожки для матрёшек.
При складывании пальцев рук определённым образом можно получить изображения разных предметов, животных, птиц.
Зайчики. Мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем – мордочка, а 2 других пальца поднимаются вверх – ушки.
Гуси. Сжать 4 пальца вместе, а большой палец прижать к ним снизу.
Улитка. Одна рука сжата в кулак, а другая под кулаком с вытянутыми указательным и средним пальцами.
Очки. Большой и указательный пальцы вместе образуют колечки, остальные пальцы выпрямить.
Бабушка очки надела и внучонка разглядела.
Флажок. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Горит на солнышке флажок, как будто я огонь зажёг.
Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладони.
Лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки.
Ёлка. Пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу.
Кошка. Средний и безымянные пальцы, упираются в большой. Указательный и мизинец поднять вверх. А у кошки ушки на макушке, чтобы лучше слышать мышь в её норушке.
Игра «Поймай рыбку» способствует развитию у детей сгибателей и разгибателей движений кисти рук.
Ход игры.
Дети ловят рыбок и переносят их в аквариум.
Игра «Сделай целую игрушку».
Цель: Учить детей застёгивать пуговицы, развивая речь.
Ход игры.
Педагог показывает фигурку мишки. Рассматривает её с детьми, обращая внимание на отдельные части: голову, туловище, лапы. Объясняет, что голова находится наверху, туловище внизу, лапы по бокам. Потом педагог показывает, как сделать мишку, составляя его из частей. Сначала все части располагаются на столе, затем застёгиваются все пуговицы, соединяя между собой все части. Предлагают детям сделать таких же мишек.
Аппликация «Орнамент».
Цель: Учить детей воспринимать и воспроизводить взаимное расположение геометрических фигур на плоскости с учётом цвета и формы.
Материал: образец орнамента (в центре зелёный квадрат, по углам красные круги). Раздаточный материал: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента: вырезанные из картона 4 красных и 4 зелёных круга; 4 красных и 4 зелёных квадрата.
Руководство. Дети, посмотрите какая красивая у нас салфеточка. Правильно, квадрат зелёного цвета. Какая фигура у неё посередине?
А ещё на этой салфеточке есть украшения по углам. Какие фигурки наклеены в уголках? Правильно, это круги, красные круги. Затем педагог предлагает детям украсить свои салфетки.
«У вас много разных фигурок. Выберите разные фигурки и разложите их на салфетках так же как на этой. Когда закончите, то оставьте ваши салфетки на столах.
Для формирования словаря у детей используется разнообразный демонстрационный материал:
Игрушки, предметы, картинки, фигурки настольного театра, куклы би-ба-бо, бросовый материал – пробки, фланелеграф с иллюстрациями.
Показывается объект и называется (Дети рассматривают и называют, что видят.)
Используются пальчиковые игры, физические минутки и задания.
Проводится многократное повторение новых слов индивидуально и хором, что способствует обогащению словарного запаса слов у детей.
Задаются вопросы к детям: «Что видите? Какой предмет? Кого видите на картине? Что они делают?»
Используются поручения (Найди, принеси.)
Отрабатывается умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи при проговаривании скороговорок. Говорить громко, тихо, быстро, медленно).
Работая с картинками, дети перебирают их, называют, пополняют словарный запас.
Через игру эмоциональная жизнь детей становится богаче и разнообразнее, развивается творчество и это всё повышает речевую активность.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию речи.
Понравилась статья?
Голосуйте за работу Натальи Петровны – нажимайте кнопочки соцсетей, пишите комментарии!
Посмотреть работы участниц марафона можно ЗДЕСЬ.