Консультация для педагогов
Кудрявцева Оксана Викторовна
воспитатель
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – Детский сад № 12
города Шебекино Белгородской области»
Система экологического воспитания дошкольников включает в себя следующие компоненты:
- Создание условий для экологического воспитания детей.
- Формирование системы целей и задач экологического воспитания.
- Формирование системы знаний о природе.
- Создание «Экологической тропы» и методика работы с ней.
- Элементарная поисковая деятельность детей.
- Кружковая работа.
- Совместная работа с родителями.
Цель экологического воспитания – формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи экологического воспитания:
- Формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными.
- Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду.
- Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
- Средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.
Формируя систему знаний о природе, воспитатель помогает детям:
- Видеть и понимать связи между явлениями природы.
- Эмоционально откликаться и оценивать то, что он видит, наблюдает.
- Практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.
Важным условием экологического воспитания детей дошкольного возраста является развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация зоны познавательного развития, которая обязательно включает в себя уголок природы. Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. С точки зрения экологического воспитания растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать.
Для познания большого мира педагоги знакомят детей с образом этого мира. Необходимо вносить в развивающую среду глобус, географические карты, атласы. Знакомство детей со странами и континентами идет на основе широкой наглядности – это модели, опорные схемы, карты разных континентов, которые в процессе познания заселяются представителями растительного и животного мира, маршруты путешествий. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать новые источники информации. Существенная роль принадлежит справочно-энциклопедической литературе и в развивающей среде отводится место для нее.
В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, рассады), так как работа с календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания. Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:
- Проводить многоразовые наблюдения объектов природы.
- Фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами.
- Обсуждать увиденное.
- Осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений природы.
- Отражать впечатления от природы в разных формах художественной и игровой деятельности.
Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой.
- Первично-ознакомительные, дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы. Ознакомление детей с конкретными животными, растениями, особенностями их жизни в определенных условиях. Конкретные представления на занятиях дети получают лишь о тех объектах природы, которых нет в ближайшем окружении, и их невозможно наблюдать. В плане умственного воспитания эти занятия способствуют формированию отчетливых конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей природы. Дети обучаются важным умственным навыкам: умению анализировать, сравнивать, выделять характерное в растениях и животных.
- Занятия углубленно-познавательного типа. Содержание этих занятий направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям. Это занятия, посвященные зависимости жизни и роста растений от факторов внешней среды (света, влаги, тепла, питательной почвы), где рассматриваются, например, рост овощных культур, садовых растений, их сезонные изменения и прочее.
- Элементарное экспериментирование с объектами природы. На этих занятиях воспитатель демонстрирует модели, раскрывающие взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленные и логично построенные бесы, подводящие детей к пониманию причинных связей в природе.
- Обобщающие занятия. Они проводятся с целью формирования обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. На этих занятиях ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаков объектов и на этой основе обобщить конкретные знания детей.
- Комплексные занятия. В занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи по развитию детей и разные виды деятельности. Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:
- Дети познают явления с различных позиций.
- Дети меньше утомляются от обучения, так как происходит частая смена деятельности.
- Одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного, эстетического развития детей.
Первая часть занятия – беседа по календарям природы, формирование обобщенного представления об осени (решение задачи интеллектуального развития). Вторая часть – посещение выставки художественных произведений с осенней тематикой (репродукции, фотографии, цветные иллюстрации в книгах). Дети и воспитатель осматривают выставку, оценивают красоту произведений, слушают стихотворения поэтов – классиков на эту же тему (решение задачи эстетического развития). Третья часть – свободное рисование на тему «Осень в гости к нам пришла» (решение задачи художественно-творческого развития).
Фактически вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе в специально организованных играх, соревнованиях, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия (ограждение муравейника, очистка поляны от мусора, вывешивание кормушек и прочее).
Методы экологического воспитания. Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.
- Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан, прежде всего с чтением природоведческой литературы: само чтение рассказов, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей,
- Беседа, которые позволяют ребенку понять новую информацию и осознать чаще всего недоступные для наблюдения явления природы, их взаимосвязи между собой.
- Систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы целесообразно фиксировать в календарях. В этом случае могут быть прослежены различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Наблюдения за сезонными явлениями природы во всех возрастных группах планируется на одну неделю каждого месяца ( отсюда название методики – « недельная» ). Наблюдения за погодой, рассматривание деревьев и кустарников, покрова земли, поиск и определение животных (птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся ) сопровождаются ведением календаря, в котором ежедневно фиксируются день недели и погода
- Наглядный метод. Отображение событий картинками, значками или схематически имеет значение, прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил, рассматривая объект природы, и тем самым закрепляет их, уточняя детали и особенности. В зависимости от возраста детей используются картинки, значки – пиктограммы, календари-ширмы, в которых одни и те же объекты зафиксированы через равные промежутки времени. Например, растущее и развивающееся растение регулярно один раз в неделю зарисовывают в календаре. В этом случае обобщающая роль календаря заключается в том, что несколько его страниц позволяют сопоставлять объект, который изменяется в результате его роста и развития. Рисунки лучше, чем само наблюдение помогают выявить, что изменилось (выросло, появились новые листья, бутоны и т. д.) и что осталось неизменным.
- Труд детей в природе. Экологический подход к организации труда в природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей детского учреждения. В центре внимания должны быть растения и животные, за которыми
осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент. Труд в природе – это восполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их потребностями.
- Элементарное экспериментирование с объектами природы. Эксперименты раскрывают взаимосвязь растений и животных с внешней средой, целенаправленная, логично построенная беседа, подводит детей к пониманию причинных связей в природе.
- Дидактическая игра. В играх сочетается дидактический элемент с занимательностью, эмоциональностью, игровой замысел с непринужденностью выполнения задания. Содержание игрового действия предусмотрено в самой дидактической игрушке, в ней определен и конечный результат.
Таким образом, целью данной работы является воспитание у детей понятия о самоценности природы, осознание ребенком себя как часть природы, воспитание уважительного отношения ко всем представителям живой природы независимо от того нравятся они ему или нет, понимание того, что в природе все взаимосвязано, воспитание активной жизненной позиции.