Консультация для педагогов
Подготовила: воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области» Кудрявцева Оксана Викторовна
Одно из основных направлений разработки и внедрения экологического проекта – реализация образовательной программы, дошкольной образовательной организации. Существуют следующие виды экологических проектов: экологическая акция, экологический марафон, экологическая инициатива, экологическая почта.
- Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. Экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвященные объектам акции.
Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес.
- Формировать коммуникативные способности.
- Формировать гуманистическое отношение.
- Формировать эстетическую отзывчивость.
- Прививать трудовые навыки.
Алгоритм проведения акций:
- Определение цель (каждая акция имеет свою цель).
- Постановка задач (выполняются общие и конкретные).
- Определение объекта (на что направлено – птицы, деревья…).
- Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители).
Этапы акции:
- Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объем и накопление материала).
- Организационно-практический (выполнение плана деятельности).
- Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
- Экологический марафон.
Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Задачи:
- Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей.
- Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности.
- Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры.
- Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования.
- Обеспечение непрерывности экологического образования в системе ДОО-школа (начальное звено).
Содержание проекта объединяется тремя направлениями:
- Биоэкологическое.
- Социальное.
- Прикладное.
Все это обеспечивает
- Интеллектуальное развитие дошкольников.
- Эмоциональное развитие дошкольников.
- Действенное развитие дошкольников.
Количество мероприятий, необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня определяется педагогами самостоятельно. Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно-образовательного процесса ДОО заключается в реализации на практике преемственно-перспективных связей на всех уровнях. Это сотрудничество с общеобразовательными школами, библиотеками, другими ДОО. Это предусматривает творческий подход к реализации.
Экологический марафон включает в себя:
- Организованную образовательную деятельность развивающего типа по окружающему миру и экологическому воспитанию.
- Путешествие по экологическому музею. Задачи мини-музеев:
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОО.
- Формирование у дошкольников представление о музее.
- Расширение кругозора.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
- Развитие творческого и логического мышления, воображения.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Экологическая тропа.
Задача: формировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений. Маршрут тропы определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений. Дети делают зарисовки, заготавливают плоды растений, помогают природе (подвязывают сломанную веточку, собирают брошенный мусор). Результаты работы дети оформляют в индивидуальные альбомы.
- Экологический тренинг.
Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).
Задача: формировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.
- Экологические диспуты.
Задача: закрепить правила поведения в природе. Ситуации для обсуждения:
- Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?
- Ребята принесли в экологический центр маленькую беспомощную бабочку. Что ты скажешь им?
- По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
- Час экологического чтения.
Задача: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности. Создание «Библиотеки экологических книг», которые постоянно пополняется педагогами и родителями, очень заинтересуют детей. Они с увлечением будут рассматривать иллюстрации и знакомиться с содержанием книг.
- Экологический букварь.
Задача: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы. Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.
- Выставки поделок из природного материала.
Задача: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.
- Театр животных.
Задача: закрепить знания поведенческих особенностей животных, способствовать развитию творческого воображения.
Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.