Роль проектов в экологическом воспитании дошкольников

Консультация для педагогов

Подготовила: воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области» Кудрявцева Оксана Викторовна

Одно из основных направлений разработки и внедрения экологического проекта – реализация образовательной программы, дошкольной образовательной организации. Существуют следующие виды экологических проектов: экологическая акция, экологический марафон, экологическая инициатива, экологическая почта.

  1. Акция – это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени. Экологические акции проходят в течение всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвященные объектам акции.

Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Задачи: 

  1. Формировать познавательный интерес.
  2. Формировать коммуникативные способности.
  3. Формировать гуманистическое отношение.
  4. Формировать эстетическую отзывчивость.
  5. Прививать трудовые навыки.

Алгоритм проведения акций:

  1. Определение цель (каждая акция имеет свою цель).
  2. Постановка задач (выполняются общие и конкретные).
  3. Определение объекта (на что направлено – птицы, деревья…).
  4. Участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители).
Рекламное сообщение

Этапы акции:

  1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объем и накопление материала).
  2. Организационно-практический (выполнение плана деятельности).
  3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).
  4. Экологический марафон.

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).

Задачи:

  1. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей.
  2. Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности.
  3. Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры.
  4. Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования.
  5. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе ДОО-школа (начальное звено).

Содержание проекта объединяется тремя направлениями:

  1. Биоэкологическое.
  2. Социальное.
  3. Прикладное.

 Все это обеспечивает

  1. Интеллектуальное развитие дошкольников.
  2. Эмоциональное развитие дошкольников.
  3. Действенное развитие дошкольников.

Количество мероприятий, необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня определяется педагогами самостоятельно. Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно-образовательного процесса ДОО заключается в реализации на практике преемственно-перспективных связей на всех уровнях. Это сотрудничество с общеобразовательными школами, библиотеками, другими ДОО. Это предусматривает творческий подход к реализации.

Экологический марафон включает в себя:

  1. Организованную образовательную деятельность развивающего типа по окружающему миру и экологическому воспитанию.
  2. Путешествие по экологическому музею. Задачи мини-музеев:
  3. Обогащение предметно-развивающей среды ДОО.
  4. Формирование у дошкольников представление о музее.
  5. Расширение кругозора.
  6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
  10. Формирование активной жизненной позиции.
  • Экологическая тропа.

Задача: формировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений. Маршрут тропы определен заранее с намеченными остановками и объектами для наблюдений. Дети делают зарисовки, заготавливают плоды растений, помогают природе (подвязывают сломанную веточку, собирают брошенный мусор). Результаты работы дети оформляют в индивидуальные альбомы.

  1. Экологический тренинг.

Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).

Задача: формировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.

  1. Экологические диспуты.

Задача: закрепить правила поведения в природе. Ситуации для обсуждения:

  1. Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?
  2. Ребята принесли в экологический центр маленькую беспомощную бабочку. Что ты скажешь им?
  3. По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
  4. Час экологического чтения.

Задача: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности. Создание «Библиотеки экологических книг», которые постоянно пополняется педагогами и родителями, очень заинтересуют детей. Они с увлечением будут рассматривать иллюстрации и знакомиться с содержанием книг.

  • Экологический букварь.

Задача: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы. Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.

  • Выставки поделок из природного материала.

Задача: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное.

  1. Театр животных.

Задача: закрепить знания поведенческих особенностей животных, способствовать развитию творческого воображения.

Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.

 

 

 

 

Акции партнеров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь