«Я- БАШКОРТОСТАНЕЦ»

0
4631

Конспект организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» для воспитанников подготовительной к школе группы

 

Максимова Айгуль Рашитовна

воспитатель
МБДОУ Детский сад № 16
г. Октябрьский, РБ

 

 

Цель: закрепление знаний детей о родном крае.

Задачи:

материалы в печатный сборник 

Образовательные:

  • уточнить представления о родном крае и понятии «малая родина» (о символике и достопримечательностях, культуре башкирского народа, природного богатства)

Развивающие:

  • совершенствовать грамматически правильную речь детей, умение четко выражать свои мысли.

Воспитательные:

  • воспитывать умение слушать ответы товарищей, формировать навык самоконтроля и самооценки.
  • поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Демонстрационный материал: карта России, Башкортостана, глобус, эмблема 2 команд «Урал батыр», «Акбузат», 2 шкатулки, кристаллики для оценивания ответов, герб и флаг республики Башкортостан, медали на каждого воспитанника «Знаток родного края», иллюстрации музыкальных инструментов.

Предварительная работа: чтение башкирских сказок и легенд, рассматривание национальной одежды, знакомство с национальной кухней, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Башкортостане. Слушание народной музыки.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательной области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Воспитанники: здравствуйте

Воспитатель: Я рада  видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас  сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной.

Воспитатель и дети вместе

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, крепенький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

Воспитатель: Настал новый день. Давайте возьмемся за руки, передадим друг другу по кругу красивую улыбку, и пожелаем друг другу и нашим гостям «доброе утро!». Я желаю сегодня вам узнать много нового и интересного.

Воспитатель: Ребята, в нашей группе появился новый предмет. Как вы думаете, что это такое? (показываю глобус)

Воспитанники: глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Воспитанники: Глобус – это модель земли.

Воспитатель: Правильно, ребята,  глобус-модель земли. Что изображено  голубым цветом? А желтым и зеленым?

Воспитанники: голубым цветом изображено – моря, океаны, озера. Желтым и зеленым – леса и материки.

Воспитатель: посмотрите как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть лишь  одна страна, которую зовем своей Родиной. Что такое Родина? А нашей Родиной, что является?

Воспитанники: Родина – это родной дом, там где мы родились и проживаем. Нашей Родиной является наша страна.

Воспитатель: Ребята, а как эта страна называется? (Россия)

Воспитанники: наша страна – Россия

Воспитатель: ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту (слайд № 1) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. В России очень много городов и деревень. А какие города вы знаете? А может, в каких-то городах вы побывали со своими родителями?

Воспитанники: Москва, Сочи, Казань, Ижевск…

Воспитатель: ребята назовите столицу нашей России?

Воспитанники: столица нашей России – Москва

Воспитатель: по карте вы видите, что наша страна очень большая и на ее территории расположилась наша республика, в которой мы с вами живем. А в какой республике живем мы?

Воспитанники: мы живем в республике Башкортостан (слайд №2).

Воспитатель: ребята я предлагаю отправиться в путешествие по родной республике Башкортостан. Но путешествие у нас не обычное. Я предлагаю провести его в форме викторины «Знатоки родного края». Давайте поделимся на 2 команды. Занимайте свои места. Я хочу познакомить вас с правилами викторины. Викторина состоит из четырех туров, каждой команде будут задаваться по очереди вопросы. Если команда не справляется с ответом, то соперники могут помочь. Во время викторины нам необходимо соблюдать тишину, чтобы как вопрос, так и ответ были услышаны. Главное правило для знатоков это если знаешь правильный ответ на вопрос, поднимай руку.

Воспитатель: у нас будет две команды «Акбузат» и «Урал батыр» (ставлю эмблемы команд). За каждый правильный ответ команда получает кристаллик. Участники команды, которая станет победителем, будут считаться лучшими знатоками родного края. Начинаем нашу игру – викторину.

Воспитатель: вначале проведем разминку для обеих команд. Вопрос для команды «Акбузат», назовите столицу республики Башкортостан

Воспитанники: столица нашей республики город Уфа

Воспитатель: вопрос для команды «Урал батыр» , как называется город в котором мы живем?

Воспитанники: город, в котором мы живем – Октябрьский

Воспитатель: молодцы справились с разминкой

Первый тур «Символика»

Воспитатель: вывести на экран (флаг, герб) и спросить, что это? (слайд № 3)

Воспитатель: первое задание для команды «Акбузат» «Найди и расскажи, что означает герб республики Башкортостан».

Воспитанники: на гербе изображен на фоне восходящего солнца Салават Юлаев. Он национальный герой башкирского народа, поэт, воин-джигит. Салават Юлаев представляет собой обобщенный образ джигита – воина, борца за свободу и справедливость. По краю герба расположен башкирский национальный узор, а снизу флаг нашей республики.

Воспитатель: вопрос для команды «Урал Батыр» «Найди флаг своей республики и расскажи, что обозначают его цвета»

Воспитанники: синий – безоблачное чистое небо, зеленый – цвет жизни, белый – чистота души народа.

Воспитатель: второй вопрос для команды «Акбузат», ребята, а как вы думаете, почему именно цветок курая изображен на флаге?

Воспитанники: курай – это национальный инструмент башкир. Народы Башкортостана с давних пор играют на нем, передавая в игре свое настроение, переживание, радость.

Воспитатель: молодцы ребята, обе команды справились с заданиями и получают по кристаллику.

Второй тур «Природа родного края»

Воспитатель: Природа Башкирии необыкновенно красива: горы, равнины, степи, реки, озера (слайд №№ 4-9). В лесах нашей Республики водятся много животных. Какие животные водятся в лесах нашего края? (вопрос команде «Акбузат»)

Воспитанники: Медведи, лисы, волки, рыси, бобры, лоси и др.

Воспитатель: Башкортостан – зеленый край. Перед нами зеленые леса, мир природы. А для чего нам нужны леса? (вопрос команде «Урал батыр»)

Воспитанники: Для животных, для чистоты воздуха.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие деревья растут в наших лесах. («Акбузат»)

Воспитанники: Береза, тополь, дуб, ель, сосна, пихта, рябина, липа.

Воспитатель: Что еще растет в Башкортостане? («Урал батыр»)

Воспитанники: В Башкортостане растут лекарственные травы.

Воспитатель: Какие мы знаем, кто перечислит?

Воспитанники: Мать-и-мачеха, подорожник, душица, матрешка, календула (ноготки в народе, тысячелистник).

Воспитатель: Ребята, кто знает, чем богата наша республика? («Акбузат»)

Воспитанники: В Башкортостане добывают нефть, уголь, железо, медь, в городах много фабрик, заводов, где выпускают различную продукцию.

Воспитатель: Ребята, а чем еще славится наша республика (вопрос команде «Урал батыр»)

Воспитанники: Наша республика славится медом.

Воспитатель: Посмотрите на экран, что изображено? (слайд № 10)

Воспитанники: На экране изображено бортничество. Рассказ ребенка.

Воспитатель: и с этим туром справились, обе команды получают по кристаллику.

А сейчас мы отдохнем и поиграем в башкирскую народную игру «Улетели- улетели»

(Дети, взявшись за руки, образуют круг. Один из ребят становится в центре круга. Он называет различные предметы, способные и неспособные летать, преднамеренно путая их, и поднимает руки вверх со словами: «Улетели, улетели». Стоящие в кругу должны за ним поднимать руки только тогда, когда названо лишь то, что летает, а при назывании нелетающих предметов садятся на корточки.)

Улетели, улетели, журавли улетели!

Улетели, улетели, воробьи улетели!

Улетели, улетели, мотыги улетели!

Улетели, улетели, вороны улетели!

Улетели, улетели, серьги улетели!

Следующий тур «Культура башкирского народа»

Воспитатель: давайте мы с вами вспомним башкирские пословицы о труде и дружбе. Команда «Акбузат» пословицы и поговорки о труде. А команде «Урал батыр» о дружбе.

Воспитанники: команда «Акбузат»:

Там, где наступает старательный человек – горит огонь.

Ленивый ищет, где лучше устроиться.

У ленивого человека даже лошадь ленится.

Воспитанники: команда «Урал батыр»:

Вместе – не тяжело, порознь – хочется бросить.

Близкие должны брататься против воли

Если Луна не помирит, то и солнце не сдружит.

Следующий тур «Музыкальные инструменты и Башкирские

национальные блюда»

Воспитатель: среди всех музыкальных инструментов команда «Акбузат» должна найти башкирские народные инструменты и поставить на мольберт. (курай, кубыз, думбра, гармошка)

Воспитатель: наш край славится национальными блюдами. Для команды «Урал батыр» найти национальные блюда, и поставить на мольберт

Воспитанники: – баурсак, эчпочмак, бишбармак.

Воспитатель: и с этим заданием справились, команды получают по кристаллику.

Итог:

Воспитатель: (слайд №11) дорогие ребята! Вот и закончилась наша викторина, давайте подведем итоги и сосчитаем кристаллики у каждой команды. Молодцы вы доказали нам, что вы все являетесь знатоками своего родного края! Я надеюсь, что эти знания и умения пригодятся вам в дальнейшей, школьной жизни, и будете любить свой город, гордиться своей родиной, беречь и охранять природу родного края! Будьте патриотами своей страны!

Вручение медалей «Знатоки родного края»

 

 

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь