Конспект организованной образовательной деятельности
«Художественно-эстетическое развитие»
для воспитанников средней группы
Дистанова Татьяна Ивановна
воспитатель
МБДОУ Детский сад № 16 «Теремок»
г. Октябрьский, РБ
«ДЫМКОВСКИЕ КОНИ»
Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Задачи:
- Формировать умение замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, разнообразие элементов росписи. Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи (кольца, точки). Использовать нетрадиционный прием изображения – «тычок». Закрепить навыки пользования кистью: промывать кисть, отжимать, осушать её, набирать краску.
- Развивать чувство формы и ритма, творчество, фантазию, интерес к дымковской росписи.
- Воспитывать интерес к народному творчеству дымковских мастеров.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические.
Материал:
Демонстрационный: Выставка дымковских игрушек, образец воспитателя, слайды, аудиозапись
Раздаточный: силуэт лошадки, вырезанный из бумаги, ватные палочки, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек.
Предварительная работа: организация выставки «Дымковская игрушка»; рассматривание иллюстраций и таблиц с элементами узоров; просмотр фильма из цикла «Сказки из глины и дерева» дымковская игрушка, беседа «Нарядная дымка».
Ход организованной образовательной деятельности:
Воспитанники стоят полукругом возле воспитателя. Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам сегодня пришел:
Барышня:
Я – барыня сударыня!
Я в гости к вам пришла.
Загадаю вам загадку,
Отгадайте её, друзья!
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну назовите меня.
Воспитанники: Дымковская игрушка.
Барышня: Правильно, это дымковская игрушка, молодцы! Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Как называются эти игрушки?
Воспитанники: Дымковские
Воспитатель: Вы знаете, почему их называют именно дымковские игрушки?
Воспитанники: Их изготавливают в селе Дымково.
Воспитатель:
Да, потому что их мастерят в селе Дымково.
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Слайд 1: Село Дымково.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек?
Воспитанники: Индюк, петух, собачка, барышня, лошадка.
Воспитатель: Давайте рассмотрим эти игрушки.
Какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки?
Воспитанники: Кружки, кольца, полоски, волнистые линии, точки.
Воспитатель: Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
Воспитанники: Синий, желтый, зеленый, красный, голубой, оранжевый, черный.
Воспитатель: Да, цветовая гамма очень разнообразна. Дымковские игрушки расписываются яркими, нарядными, праздничными цветами.
Слайд 2: Элементы узоров дымковской росписи.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать мастерами. Мы с вами будем расписывать дымковскую лошадку. Ребята, давайте мы пригласим нашу барышню за стол и предложим ей тоже расписать лошадку дымковской росписью.
Барышня проходит за стол и благодарит детей.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы будем расписывать лошадку. Какие части мы закрашиваем полностью?
Воспитанники: Хвост, гриву и копыта.
Воспитатель: Да полностью нужно закрасить хвост, гриву, копыта. Каким цветом?
Воспитанники: Чёрным.
Воспитатель: Где мы расположим узор?
Воспитанники: Вдоль ног, шеи, туловища.
Правильно. Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки?
Воспитанники: Круги, точки.
Воспитатель: Садитесь на свои рабочие места и посмотрите, как я буду расписывать лошадку. Сначала я набираю зеленую краску и рисую круги вдоль туловища, затем, когда подсохнет краска, в центре этих кругов ставлю точки ватной палочкой синей краской. Для этого нужно взять ватную палочку за кончик, опустить другой её конец в гуашь, снять лишнюю краску о край баночки и прижать её к бумаге, чтобы получился отпечаток, а потом между кругов концом кисти ставлю красные точки.
Теперь нам нужно закрасить гриву и хвост нашей лошадке. Для этого я хорошо промою кисточку в воде, сниму лишнюю каплю, обмакну о салфетку и наберу краску чёрного цвета. Закрашиваю гриву и хвост прямыми линиями сверху вниз. За линии не захожу. Посмотрите, дети, теперь наша лошадка стала красивой и яркой. Давайте вспомним, с чего начнём ее расписывать.
Воспитанники: Сначала рисуем круги вдоль ног, шеи, туловища. Затем ватной палочкой рисуем точки, между кругами ставим точки, а после закрашиваем гриву и хвост прямыми линиями сверху вниз.
Воспитатель: Теперь можем приступить к работе.
Самостоятельная деятельность воспитанников, индивидуальная помощь воспитателя.
Воспитатель: Мы с вами нарисовали круги, пока они будут сохнуть, мы немножко отдохнем.
Физкультминутка:
Видеть мир привыкли люди (ладонь ко лбу – смотрим из-под ладони)
Белым, желтым, синим, красным (руки на поясе – повороты влево, вправо).
Пусть же все вокруг нас будет (развести руки перед собой в стороны)
Удивительным и разным! (поднять руки вверх, развести в стороны)
Воспитатель: Вот мы с вами отдохнули, а теперь пора продолжить работу.
Индивидуальная помощь затрудняющимся детям.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте посмотрим на лошадок, которые вы расписали. Какие яркие, красочные узоры на них.
Барышня выходит и показывает свою лошадку, обращается к детям
Барышня: Вам понравилось быть мастерами и расписывать лошадок?
Воспитанники: Да, наши лошадки красивые и яркие.
Воспитатель: А какой росписью вы расписывали лошадок?
Воспитанники: Дымковской.
Воспитатель: Вы хорошо потрудились. Теперь мы можем устроить выставку дымковской игрушки и пригласить на выставку нашу гостью Барышню.