Гладченко Елена Ивановна
Цуканова Ирина Александровна
Садовская Анастасия Руслановна
воспитатели
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Старооскольского городского округа
Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Даже в детском саду представить себе работу без них невозможно.
Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который для него является современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии.
Научно-техническая революция расширила понятия грамотности, грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Компьютер – специфическое «интеллектуальное орудие» человека, позволяющее выйти на новый информационный уровень. В настоящее время он является современным средством деятельности дошкольника.
Ребёнок решает задачу, преобразуя изображение на экране опосредованно, с помощью компьютерных средств – клавиатуры, джойстика или мышки.
Компьютер с огромной памятью, разнообразными операторами и дополнительными функциональными устройствами развивает особые личностные свойства ребёнка и позволяет ему работать в индивидуальном темпе. Рекомендуется использовать компьютерные программы для регулярных игр и занятий с детьми, начиная с пяти лет. Ребёнок в этом возрасте способен осознанно выбирать способ действия, принимать особые условия, предлагаемые компьютерной технологией. Принять эти условия он может потому, что к пяти годам у детей в полной мере развивается символическая функция наглядно-образного мышления, что становится основной характеристикой достижений умственного развития в этом возрасте.
На протяжении 5 лет мы используем ИКТ на занятиях по коммуникативной деятельности и обучению грамоте. В начале это сводилось к фрагментарному использованию компьютерных игр или упражнений. На данный момент создан банк мультимедийных презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте (один год обучения – дети подготовительной к школе группы). Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к занятиям по подготовке к обучению грамоте, по нашему мнению, можно назвать мультимедийную презентацию. «Презентация» – переводится с английского как «представление».
Презентация – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Вспомните русскую пословицу «Лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать».
Овладение грамотой – важный этап дошкольного обучения детей, диктующий необходимость использования современных педагогических средств обучения с целью введения обучающихся в богатый мир родной речи.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте дети узнают, что такое гласные и согласные звуки и обозначение их буквами, как они складываются в слоги, и как из слогов образуются слова, о существовании мягких и твёрдых согласных, закрепляют знания о гласных буквах, повторяют произношение слогов и тренируются складывать их в слова. На помощь педагогу приходят любимые сказочные герои.
Дидактические упражнения, задания и виды работ, используемые в презентации, направлены на решение следующих задач:
- выделять заданный звук в слове;
- определять его место (начало, середина, конец слова);
- определять последовательность звуков в слове, их количество, место (после какого звука, перед каким);
- обозначать слово графически;
- выбирать из заданных букв нужную и вставлять в слово.
Практическая значимость презентации заключается в первоначальном знакомстве с понятием звук, моделированием схемы слова, схемы предложения, текстом. Содержимое слайда включает в себя:
- визуальное знакомство с печатной буквой, письменным изображением,
- схема – человечек характеризует эту букву (звук),
- иллюстрация помогает воспроизвести слово, выделение слога и нового звука в слове,
- звуко-буквенный анализ слова (схема),
- упражнения для чтения слогов,
- ребусы, загадки, пословицы, предложения помогают понаблюдать за лексическим значением слов.
В настоящее время воспитателями нашего детского сада создана интересная серия мультимедийных презентаций, которые предназначены для обучения грамоте дошкольников.
Например:
- «Будем речь развивать, будем грамоту знать».
- «Слова»
- «Предложения»
- «Звуки»
- «Слоги»
Содержание каждой презентации подразумевает собой план:
- игралочка
- объяснялка
- называлка
- запоминалка
- узнавалка
Презентация даёт возможность организовать самопроверку наглядно, динамично и образно, сравнивая свои результаты со слайдами презентации.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний.
Кроме всего, использование ИКТ позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Поскольку выявлено, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает визуального восприятия над слуховым, то именно ИКТ, которое обладает мультимедийностью, позволяет сделать занятие более интересным и динамичным, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать на занятии иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействовать становлению объемных и ярких представлений.
Список литературы
- Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. 2018. – № 1.с.47-55.
- Е.Соловьёва «Обучать тому, что будет», ж. «Обруч», 2019- № 6.
- Л.А.Коч, Ю.А.Бревнова «Дошколёнок + компьютер», изд –во «Учитель», Волгоград, 2018
- Е.Я.Кривич «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2020