Информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми по исследованию объектов живой и неживой природы

Гугуман Тамара Владимировна
Воспитатель

МБДОУ Д/С №31 «Журавлик»
Старооскольского городского округа

Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»

Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Медиа образовательные средства позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.

Непосредственно-образовательная деятельность, в процессе которой дети приобретают, сведения о многообразии конкретных явлений природы, знакомятся с ними первично, уместно использовать слайды с изображением живой и неживой природы, видеоклипы. Они способствуют формированию представлений о предметах и явлениях окружающей среды, умению анализировать, сравнивать, составлять модель, выделять характерные признаки в растениях и животных. Постановка проблемы в составление пищевых цепочек, экологических пирамид с использованием слайдов, анимационных рисунков заставляет детей самостоятельно искать решения, которые помогают им выявить и понять причину связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

В процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой деятельности через ИКТ были поставлены и решались следующие задачи:

  1. Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах их месте обитания, пищи;
  2. Сформировать представления о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды, грибы – их названия, строение, месте произрастания);
  3. Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться её красотой;
  4. Учить бережно относиться к растениям и животным.

Работая с детьми, использовала на занятиях компьютерные презентации, познавательные фильмы и мультфильмы, в которых сочетались яркие цвета и 3D объем предметов. В некоторые презентации добавляла звук (шум дождя, звуки леса и пение птиц, звуки транспорта и т.д.). Все это позволило привлечь, заинтересовать детей, они стали лучше воспринимать информацию, усваивать изучаемый материал. Использование ИКТ позволило объяснить детям в доступной форме некоторые моменты, которые:

  • не понятны им «на словах» (например, такое явление, как круговорот воды в природе, становится доступным после просмотра презентации);
  • нет возможности наблюдать в реальной действительности, т. к. не позволяют климатические условия (ледоход, перелет птиц, северное сияние и пр.)
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать.
Рекламное сообщение     

Занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побудили детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет наиболее заинтересовавшей ребенка темы совместно с родителями.  Просмотр 5-ти минутных роликов об изменениях в природе, позволил обогатить представления детей о явлениях живой и неживой природы. С помощью презентаций «Вот оно какое наше лето», «Осень», «В гости к зиме» и познавательных мультфильмов из серии «Времена года» дети познакомились со строением снежинки, узнали, что это замерзшая вода, узнали, чем занимаются звери в лесу. Продолжали знакомиться с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.

По результатам работы можно выделить ряд преимуществ использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками:

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
  4. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему.

 

 

Список литературы:

  1. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
  2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание № 5. – М., 1991 г.
  3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. – М.: Сфера, 2008.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь