Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста средствами информационно-коммуникативных технологий

0
759

Бакирова Ирина Владимировна, воспитатель
Малышева Оксана Викторовна, воспитатель
Муштатова Ольга Александровна
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 10 «Светлячок»
Г. Старый Оскол

Материал прислан и участвует во Всероссийской научно-практической конференции
«Современная цифровая образовательная среда в детском саду»

 

Дошкольный возраст – это время, когда приобретается первичный опыт ориентировки детей в элементарных математических явлениях, формируется базис будущего математического мышления. На базе этих знаний ребёнок знакомиться с азами экономики реальной жизни, учит ориентироваться в происходящем; в процессе ознакомления с экономикой у детей формируются деловые качества личности.

Основой для работы послужили выявленные в ходе педагогических наблюдений затруднения детей во время игр, общения: дети не могли поддержать разговор на экономическую тему, тяжело было объяснить экономические понятия, с которыми они сталкиваются ежедневно реклама, банк, капитал, спрос. Экономическое воспитание – целенаправленный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, ориентированный на усвоение доступных возрасту элементарных экономических понятий, формирование моральных чувств и морально-экономических качеств, необходимых для успешной экономической деятельности, развития интереса к экономической сфере жизни, формирование навыков социально-экономического поведения.

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в детском саду позволило привлечь внимание детей современными гаджетами компьютер, интерактивная доска и т.д.. По сравнению с традиционными формами обучения ИКТ позволяет расширить возможность, подготовится к образовательной деятельности интересней. При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, моторная, слуховая. Используя ИКТ можно рассмотреть материал поэтапно. Что улучшает восприятие информации. Если материал соответствует возрастным особенностям и подбор материала также соответствует по своему содержанию принципу научности, то это позволит заинтересовать ребёнка и хорошо усвоить ему весь материал, который ему даётся.

В неделю организуем три вида занятий с использованием ИКТ: занятие с мультимедийной поддержкой, занятие с компьютерной поддержкой и диагностическое занятие.

материалы в печатный сборник 

На занятиях с мультимедийной поддержкой используется один компьютер как электронная доска. При подготовке к занятию педагоги анализируют электронные и информационные ресурсы, отбирают материал для занятия, создают презентации при помощи программы PowerPoint или других мультимедийных программ. Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенной, интересной, что способствует хорошей результативности всей деятельности. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Занятия по формированию экономических представлений детей дошкольного возраста с компьютерной поддержкой педагоги проводят с использованием игровых обучающих программ. На таких занятиях педагоги используют компьютер, за которым работают сразу несколько детей одновременно. Игровая обучающая игра для детей, а это электронный учебник, позволяет детям самостоятельно изучить материал, выполнить предлагаемые занятия и проверить свои знания по теме. Возможности ИКТ позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Занятия с компьютерной поддержкой проводятся не чаще 1 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за персональным компьютером.

Третий вид занятий, которые используют педагоги – это диагностическое занятие. Для его проведения требуются специальные программы, но их мало, поэтому педагоги стараются найти возможности применения такого рода занятий в практике формировании экономических представлений детей дошкольного возраста.

Мы используем в своей деятельности аудио сказки экономической направленности автора Игорь Липсица. Его сказки в увлекательной форме рассказывает о таких сложных категориях экономики, как потребности, цена, заработная плата, торговля и валютные курсы, конкуренция. Автор отправляет своих героев в страну Экономика. Также мультипликационные фильмы «Вспыш и чудо машинки. Большой приз», «Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности».

Педагогами в практике работы ДОУ используется компьютерная игровая программа «Алик: скоро в школу!». Ее цель: содействовать решению задач развития детей старшего дошкольного возраста, а именно: внимания, мышления (классификация, сериация), пространственных представлений, развитие речи, активизация словаря, закрепление понятия величины (большой, маленький, длинный, короткий, высокий, низкий), закрепление цветов спектра, геометрических фигур, упражнение в прямом счете в пределах 10 и умения соотносить число с цифрой, развитие мелкой моторики руки. В этой игре дети дошкольного возраста знакомятся с щенком по кличке Алик. Этот персонаж в веселой и доступной детям форме помогает работать над формированием у детей математических преставлений, а также рассказать им много интересной и полезной информации. Особенностью этой программы являются яркость и доступность, простота управления, а веселые игры и интересные задания ожидают детей на каждом из этапов работы. Игра «Супермаркет» в игре маленький панда Кики, его мама и некоторые его друзья ждут помощи от детей. В процессе игры дети узнают, что такое товар, деньги и т.д.

В работе по формированию экономических представлений детей дошкольного возраста педагоги отдает предпочтение использованию программы PowerPoint для создания иллюстративного материала для показа с экрана. Педагоги обосновывает необходимость использования ИКТ на занятиях по формированию элементарных экономических представлений у детей дошкольного возраста потребностями в использовании большого количества наглядного материала, который не всегда отвечает требованиям (хорошо известно, что основными средствами обучения в основном выступают меловая доска, фланелеграф).

Педагоги использует презентацию как часть занятия, например, для проведения дидактической игры, ознакомлении с новым материалом, для проверки знаний и т.п. Но основное назначение ИКТ педагоги видит в выполнении отдельных заданий, а также в демонстрация иллюстративного материала. Кроме того, занятие с применением программы PowerPoint позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировать внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Сюжетом занятия является путешествие в страну «Экономику», «Путешествие в сказку», что мотивируется желанием детей помочь жителям страны. В процессе занятия решаются образовательные; развивающие; воспитательные. Детям даются исходные данные: побывать на каждом острове, выполнить все задания волшебника, потом получить ключи в форме монет, и открыть дверь замка. Детям предлагается карта страны и загадки-подсказки, помогающие ориентироваться по карте. Дети в соответствии с замыслом педагога последовательно проходят все «острова» и выполняют предложенные задания. Вся эта работа сопровождается компьютерной презентацией, которая, во-первых, дает визуальный ряд, во-вторых содержит в доступной, яркой, красочной форме учебный материал. Все это обеспечивает прочное формирование умений и навыков детей в экономическом развитии.

Алгоритм экономического развития рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 20-25 минут.

Цель алгоритма: формирование умственных способностей и экономических представлений детей старшего дошкольного возраста, развитие у детей умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия экономические взаимосвязи и взаимозависимости.

Как показали проведенные исследования, первоначальные экономические представления ребенок получает в семье, дальнейшее их расширение происходит в условиях дошкольного учреждения. С поступлением в школу возникает потребность в проявлении новых качествах личности: дисциплинированности, сознательности, организованности, требовательности к себе и другим. Поэтому воспитание бережливости, ответственности, деловитости, заложенные в детском саду, является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной школьной жизни.

На базе полученных знаний в дошкольном возрасте дети смогут подняться на следующую ступень экономического познания в школе, познакомиться с новыми, более сложными, экономическими понятиями. Все это имеет огромное значение для формирования личности человека 21 века.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь