Пащенко Марина Владимировна
логопед
Волгушева Юлия Викторона
Ситкина Татьяна Николаевна
воспитатели
МБУ «Школа №26» СП Д/С «Тополек»
г. Тольятти
Использование мультфильмов
в образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ
Современные дети перенасыщены разнообразной информацией. С ранних пор их привлекают телефоны, планшеты, компьютеры. Педагогам необходимо сделать образовательный процесс интересным и занимательным для детей. Особенно трудно решить это проблему работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с проблемами в развитии характерно: низкий уровень развития основных свойств внимания, памяти, восприятия, низкий познавательный интерес, низкий уровень речевого развития, быстрая утомляемость, низкая мотивация.
Одной из важных задач в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями, является поиск новых, наиболее эффективных способов передачи знаний. Коррекционное направление работы с особыми детьми может быть связано с широким использованием информационных технологий.
Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование в работе и компьютера, и телевизора, и DVD, и CD, и мультимедиа, и аудиовизуального оборудования, то есть, всего того, что может предоставлять широкие возможности для коммуникации.
Использование современных информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями позволяет:
- сделать образовательную деятельность более наглядной, яркой и интересной;
- повысить познавательный интерес;
- привлечь пассивных слушателей к активной деятельности;
- активизировать мыслительные процессы;
- сформировать информационную культуру у детей;
- реализовать личностно-ориентированный подход в обучении;
- вызвать интерес к работе у самого педагога.
В коррекционной работе с детьми с ОВЗ мы широко используем средства мультипликации. Мультяшные формы обучения доступны дошколятам, соответствуют их восприятию и пониманию. Они усиливают наглядность яркими зрительными и звуковыми образами, тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала, формируют стойкий познавательный интерес, позволяют длительное время удерживать внимание детей, вызывают интерес к совместной деятельности.
Если попытки педагога завладеть вниманием детей сводятся к минимуму, стоит обратится за помощью к мультипликации. Авторитет мультфильма у детей всегда высок: яркость, веселость, красочность мира мультипликации притягивают внимание детей.
Мультфильм является наиболее эффективным воспитателем от мира искусства и анимации, сочетает в себе картинку и слово, то есть заставляет одновременно работать два анализатора – зрительный и слуховой. А совместный анализ увиденного и услышанного на экране, делает мультфильм мощным педагогическим инструментом, одним из наиболее эффективных наглядных материалов, способных привлечь, заинтересовать и мотивировать ребенка. В ненавязчивой форме мультфильм привлекает ребенка к занятию и включает его в образовательную деятельность. Мультфильм позволяет организовать образовательную деятельность с детьми в виде развивающий проблемной ситуации, как увлекательную предметно-познавательную деятельность.
Прежде чем ввести мультипликацию в систематическую образовательную деятельность, пришлось просмотреть и проанализировать множество мультипликационных фильмов. Были отобраны мультфильмы, наиболее ценные с педагогической точки зрения: познавательного, эстетического и нравственного содержания. Уже из них, непосредственно для работы, были отобраны мультфильмы, способствующие усвоению ребенком определенных знаний и умений, содержание которых соответствовало возрасту и лексическим темам календарно-тематического плана нашего коррекционного учреждения.
Просмотр мультфильмов осуществляется в утренние часы в процессе образовательной деятельности в основном фрагментарно, иногда целиком, или как предварительная работа во второй половине дня, сразу после дневного сна, с обязательным анализом просмотренного. Длительность просмотра мультфильма не должна превышать 10-20 минут. Эффект мультфильма способствует усвоению и запоминанию информации, но действует не более 20-30 минут.
В процессе совместной деятельности педагога с детьми происходит чередование активной деятельности и осмысления впечатлений. Для ребенка необходимы впечатления, но необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработаны полученные впечатления, чем больше между ними установлено связей, тем выше интеллектуальная деятельность. Полученные от просмотра мультфильма впечатления позволяют ребенку снять эмоциональное напряжение и более свободно строить свои высказывания, то есть развивается активная речь.
Р.Е.Левина подчеркивала, что от состояния психических процессов зависит формирование отдельных компонентов речи. А от степени сформированности умений и навыков связной речи, зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое, правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Использование мультипликации в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями, позволяет построить коррекционный процесс на доступном и понятном ребенку языке, привлечь его внимание, раскрепостить, стимулировать желание высказаться. В процессе совместной деятельности предложите детям прокомментировать происходящее на экране, поступки героев, последовательность действий, заучивайте песни, фразовые штампы – все это способствует их речевому развитию. Предложите детям помочь героям, выполнить ряд заданий, связанных с содержанием мультфильма. Подавайте задания от имени героя, чтобы дети поверили и включились в образовательную деятельность. Хорошо знакомый мультфильм или мультфильм, снятый по мотивам любимой сказки, рассказа, можно предложить просмотреть без звука, и озвучить происходящее на экране самим детям, что способствует развитию связной речи, внимания, памяти.
Используйте полюбившихся героев в качестве привлечения внимания детей при выборе сюжета рисования, аппликации, объекта лепки.
Мультфильмы помогут плавно перейти от полюбившегося на экране сюжета к книгам. Предложите ребенку почитать книгу, чтобы узнать о продолжении приключений любимых героев.
Мультфильмы сами по себе обладают богатыми педагогическими возможностями:
- расширяют представления об окружающем мире;
- обогащают словарный запас;
- знакомят с явлениями, событиями, ситуациями;
- показывают примеры социализации, поскольку дети учатся подражая;
- формируют оценочное отношение к окружающему миру;
- развивают мыслительные процессы, понимание причинно-следственных связей;
- помогают реализовать эмоциональные потребности;
- развивают эстетический вкус, чувство юмора;
- способствуют формированию личностных качеств.
О пользе и вреде мультфильмов можно спорить долго. Рассмотрим наиболее очевидные положительные и отрицательные стороны воздействия мультфильма:
- Помогает привлечь внимание детей, но в отличие от книг не способствует фиксированию внимания.
- Способствует речевому развитию детей, но не стимулирует потребность в общении.
- Длительный просмотр (более 20 минут в день) тормозит познавательный интерес и потребность в общении с другими людьми.
К просмотру мультфильмов, необходимо подходить, осознано, анализируя педагогические возможности каждого мультфильма и результаты его воздействия на детей. Важно поставить мультипликацию на службу воспитанию и развитию ребенка, а не стать вместе с детьми пассивными созерцателями мультфильма.
Список литературы:
- Бурухина А.Ф. «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» Дошкольное воспитание №10. 2012год.
- Гуськова А. А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176с.
- Сперанская Г. Л., Ледник И. А. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи. Методическое пособие. – Спб.: Речь, 2007. – 208с.
- «Использование советских мультфильмов в подготовке детей к школе» Чукмарева Мария в блоге на сайте ped-kopilka.ru