Делова игра для воспитателей старших и подготовительных к школе групп «Проектный метод обучения как преемственность начального общего образования и дошкольного образования».

0
711

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Он позволяет ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, таким образом, позволяя дошкольнику наиболее безболезненно пройти адаптацию к новому виду деятельности – учебной, то есть к школе. В технологии проектного обучения четко прослеживается преемственность дошкольного и начального общего образования. Эта методика позволят раскрыть потенциал каждого дошкольника. Дети с удовольствием включаются в работу: закрепляют, имеющиеся знания; высказывают свои предложения для поиска новых знаний, с интересом рассказывают о том, как проходила реализация каждого проекта: знакомят сверстников со своими открытиями, демонстрируют знания по реализуемым проектам, а пересказ помогает развивать грамотную речь.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению, технология проектного обучения развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, и через проектную деятельность, показать практическое применение полученных знаний. Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Взрослые, непроизвольно, встают на позицию своего ребенка – вместе с ним добывают необходимые знания. Родители дома знакомятся с научными фактами по изучаемой в детском саду проблеме.

Основной целью проектного метода в дошкольной образовательной организации является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей,
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте:
1. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
2. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
3. Формировать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
4. Развивать желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В ДОО можно выделить основные этапы реализации проекта:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную задачу на определенный отрезок времени, т.е. выносит проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
2.1. К кому обратиться за помощь (взрослому, педагогу).
2.2. В каких источниках можно найти информацию.
2.3. Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование).
2.4. С какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую ситуацию, когда ребенок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребенка должна быть как бы незаконченной, незавершенной. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.
4. Подведение итогов. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

В настоящее время проекты классифицируются:
1. По составу участников.
2. По целевой установке.
3. По тематике.
4. По срокам реализации.

материалы в печатный сборник 

В практике современных ДОО используются следующие типы проектов:
1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево-игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
3. Познавательные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы.
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна).

По продолжительности они бывают:
1. Краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели).
2. Средней продолжительности.
3. Долгосрочные (на учебный год).
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который занимает достойное место в системе дошкольного образования.

Предлагаю Вам разработать проект «По следам зимних олимпийских игр в Сочи». Кто будет участником данного проекта. Определите проблему проекта. Сформулируйте гипотезу. Определите цель проекта. Из цели вытекают задачи проекта. Каковы они. Какие, на Ваш взгляд, могут быть методы данного проекта. Каков будет предполагаемый результат. Предлагаю Вашему вниманию фрагменты Плана участия данного проекта. Определим схему реализации проекта. Наш проект может содержать… Предлагаю Вашему вниманию фрагменты реализации проекта «По следам зимних олимпийских игр в Сочи» в нашей группе. Дидактические игры. Спортивный праздник с участием родителей. Зимний спортивный праздник. Работа с родителями. Презентация проекта – викторина «Зимние виды спорта».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь