Гомянина Ольга Анатольевна
воспитатель
МБДОУ №31
г. Апатиты Мурманской области
Материал участвует в постоянно действующем
Всероссийском профессиональном конкурсе педагогов «ЗОЖ в ДОУ»
Проект: «Чудесные пальчики» («Детский сад – семья») группа компенсирующей направленности с нарушениями ОДА
Постановка проблемы
Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку нужно начинать с раннего детства. Помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями.
Актуальность
Речь является важнейшим средством человеческого общения. Речь у детей формируется постепенно. К пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушение в строение речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон, несформированности произвольных движений, и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. По мнению ученой М.М. Кольцовой «Систематические упражнения по тренировке пальчиков являются могучим средством повышения работоспособности головного мозга».
Если руки не развивать, то их достоинства так, и не раскроются.
Современному ребенку очень нужны умные руки. Происходит то, о чем писал А. М. Горький: «Рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». Значит, развивать и тренировать руку – очень важная задача.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», также дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, учат согласовывать движения и речь.
- Таким образом, посредством пальчиковых игр возможно решение многих педагогических задач.
Тип проекта
Педагогический
* Развивающе – обучающий
Сроки реализации
6 месяцев / Сентябрь – Февраль /
Участники – партнеры
Дети —► педагог —► родители.
Направления и образовательные области по ФГОС
* Социально – коммуникативное развитие
* Речевое развитие
* Художественно – эстетическое развитие
Цель:
Развитие и активизация речи дошкольников средствами пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
- Совершенствовать речь и умение согласовывать речь с движениями.
- Развивать пальчиковую моторику рук.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать творческие способности в театрально – игровой деятельности.
- Воспитывать интерес к пальчиковым и театрализованным играм.
- Разнообразить формы работы с детьми и родителями.
- Обогатить дидактическую и методическую «копилку» по проблеме.
- Способствовать использованию пальчиковых игр в семейном воспитании.