Трапезникова Елена Ивановна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад с. Малобыково»
Красногвардейского района
Белгородской области
Праздник русской березки
развлечение к празднику Святой Троицы для детей разновозрастной группы
Цель: приобщение детей к традициям и культуре русского народа, народному фольклору, формирование интереса к России, любви к своей малой родине
Задачи:
познакомить детей с праздником «Троица», с символом этого праздника – берёзой; расширить сферу познания в области основ православной культуры и народных традиций; воспитывать у детей интерес к истории России, доброе, чуткое отношение к природе и к людям; любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм; развивать эмоциональное восприятие событий; развивать творческие способности, коммуникативные качества личности;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций березы в разные времена года; чтение и разучивание песен, стихов, хороводов о березе; беседа «Полезные свойства березы»; знакомство с берестой дегтем и другими продуктами, сделанными из березы; изготовление атрибутов для подвижной игры
Материал: веточки березы, ленты на каждого ребенка, кружка, музыкальные инструменты, платок, шапочка медведя, корзинки по количеству детей
Ход праздника
Дети танцуют хороводный танец и поют русскую народную песню
«Во поле береза стояла»
Женя: Добрый день гости званные и желанные
Вероника: милости просим к нам на праздник
Все: Здравствуйте! (дети садятся на стулья)
Ведущий: И не в некотором это было царстве, и не в некотором государстве, а у нас на Руси – матушке…
Жила – была березонька. Спала она крепким сном всю долгую зимушку. А весна – красна пришла, солнышком пригрела, теплым ветерком обвеяла, проснулась наша березонька – красавица. Проснулась, оглянулась, листочками зелеными обернулась, сережками украсилась, к празднику приготовилась. Это праздник Святой Троицы, праздник Земли, воды и леса, праздник русской березки. Троица – их день рождения. В этот день земля, вода и лес – именинники. С давних пор прославляли люди и оберегали лес, а больше всего народ любит березку – символ добра, любви и чистоты.
Ведущая: Ребята, а как вы думаете, чем береза отличается от других деревьев? (ответы детей)
А вы знаете как называются черные пятнышки на стволе березы, чечевичками, через них береза дышит.
Дети, а кто из вас знает, чем нам, людям, полезна береза? (Ответы детей: вкусный и полезный березовый сок; листья, веточки и почки заваривают и пьют, как лечебный чай; из березовых веток делают банные веники, с помощью которых изгоняют хвори и болезни из организма; из древесины делают фанеру, мебель, лыжи; березовыми дровами топят русскую печку; из коры-бересты делают лукошки, корзиночки, коробочки, разные поделки).
А еще, давным-давно, когда не было ни электрических лампочек, ни даже свечек, люди освещали свое жилище с помощью березовой лучины. Она горела ярко и очень красиво потрескивала, наполняя избу уютом и душевным теплом. А еще под березой растут грибы. Кто знает, как они называются? (Ответы детей).
На зеленом лугу березка стояла
И всем детям березка кивала.
Мы березке платочком помашем
И сегодня споем ей и спляшем
Хоровод «Ай, да березка!»
- Мы вокруг березки (идут во круг березки с ленточками в руках)
Встанем в хоровод
Радостно и звонко
Каждый запоет.
Припев:
Ай, да березка, (машут ленточками, поворачиваются во круг себя)
Белый ствол!
Зеленей, зеленей
Ты листвой.
- Яркие платочки (идут во круг березки с ленточками в руках)
В руки мы возьмем,
У березки стройной
Пляску заведем.
Припев:
Ай, да березка, (пружинка с ленточками)
Белый ствол!
Зеленей, зеленей
Ты листвой.
- К вечеру мы дружно (идут во круг березки с ленточками в руках)
Скажем ей: «Прощай!»
Ты без нас, березка,
В поле не скучай.
Припев:
Ай, да березка, (подошли к березке, поклонились, отошли помахали ленточками)
Белый ствол!
Зеленей, зеленей
Ты листвой.
Ведущий: Дети, давайте наши ленточки подарим березке. (дети привязывают ленточки к дереву, садятся на стулья)
Ведущий: Берёзку всегда любили и уважали. Её сажали, когда в семье рождалась девочка, и дерево становилось как бы двойником человека и покровителем- оно оберегало, лечило, согревало, передавало часть своей силы, а при болезни человека могло и зачахнуть, погибнуть.
Дети, а как можно берёзу назвать ласково?
Дети. Берёзка, берёзонька.
Ведущий. Какие красивые слова? Это самое любимое дерево русского народа. Берёзка напоминает ситцевый платок, побелённую избу, русскую печь, холщёвую рубаху.
Мы про березку пели, водили хоровод, а теперь кто из Вас березоньке стихи прочтет?
Стихи березке
Вероника О.
Здравствуй, милая березка, видишь, я к тебе пришла,
Посмотри, водички вкусной в белой кружке принесла!
Хочешь, можешь в ней умыться, хочешь, можешь ей напиться!
Чтоб росла, ты, зеленела, всех стройней была и краше,
Никогда бы не старела, и была подружкой нашей!
Женя
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Артем
На поляне, на пригорке
Под окном среди полей
Белокурая берёза
Символ Родины моей.
Ведущий. Ребята, а у меня для вас есть подарки (Достаёт подарки)
Есть и ложки, погремушки
Музыкальные игрушки!
Вы игрушки разбирайте,
Песню русскую сыграйте!
«Шумовой оркестр» русская народная мелодия «Барыня».
Ведущая: Молодцы, ребята, весело играли, порадовали нас. (собирают музыкальные инструменты.)
Ведущая. Чтобы цвела наша земля, чтобы росли на ней цветы и деревья, нужен дождь, нужна вода. Вот поэтому в Троицу девушки бросали веточки березки в реку или озеро и зазывали дождь.
Вероника Б.
Уж дождь дождем
Мы давно тебя ждем:
С чистой водицей,
С шелковой травицей,
С лазоревым цветом.
С теплым летом.
Ведущая: И шли дожди проливные, поливали луга заливные, благодарил народ дождь, без воды все засохнет, все погибнет. Охраняли реки и озера русалки и водяные.
Под музыкальное сопровождение в аудиозаписи появляется Русалка (воспитатель) в длинной белой рубашке с распущенными волосами.
– Ой, ребята, к нам идет кто-то. (Вбегает Русалка и брызгает всех водой и щекочет)
Берегись, ребята, Русалочку! Защекочет, затащит в свое болото. Ах, какая проказница! Хотела нам праздник испортить! Уходи в свое болото!
Русалка: Не пойду! Не хочу! У нас холодно, сыро, темно. Брр! А у вас тут хорошо.
Ведущая:
Ребята, давайте поиграем с Русалкой. Задобрим ее.
У ворот солнцеворот,
Выходи играть, народ!
«Сиди, сиди, Яша…» Дети, взявшись за руки, ходят, вокруг сидящего в центре, и поют:
– Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.
– Свои руки положи,
Имя правильно скажи.
По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т.е. Яшей, и игра продолжается.
Ведущая: «У медведя во бору» дети сидят на стульях с корзинками в руках, выбирается водящий. Медведь – становится вдоль стены. Дети идут со словами:
У медведя во бору
грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
и на нас рычит (медведь ловит детей)
Русалка: – Спасибо, ребята! Наигралась я, пора мне и домой. А вам за веселье от меня угощенье (отдает корзину ведущей)
Ведущая: До свидания, Русалочка
Танец «Каблучки»
Женя
Эй, девчонки- хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Затевайте поскорей,
Веселите всех друзей!
(Выходят четыре девочки и исполняют частушки)
Все
– Эх топни, нога
Топни, правенькая,
Я плясать пойду
Хоть и маленькая.
Вероника О.
– Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать,
Нас идет четыре.
Вероника Б.
– Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.
Катя Р.
– А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала, подружки.
Полина
– По деревне я шла
И Ванюшку видела,
Под кустом сидел и плакал,
Курица обидела.
Женя
Летят утки, летят утки
Летят утки крякают
Эти девки не поют,
А как лягушки квакают.
Все
– Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки
Ведущая: Празднику честному Троице – злат венец, а вам дорогие гости – здоровья и радости
Лето такое время года, когда мы можем насладиться солнышком, синим небом, зеленой листвой, теплым дождиком и конечно ароматными ягодами. На память о нашей встрече хочется подарить Вам маленькие сувениры и пожелать «Земляничного настроения»
Дети дарят всем гостям подарки