Педагогический проект « Листопад» во 2 младшей группе
Педагоги:
Емелина Наталия Николаевна – старший воспитатель МБДОУ № 109 «Курай»
Якупова Рахиля Рахметовна – воспитатель МБДОУ № 109 «Курай»
Мухамадеева Венера Юрьевна – музыкальный руководитель МБДОУ № 5 «Теремок»
Название проекта Листопад.
Вид проекта Музыкально-творческий.
Участники проекта – Воспитатели, дети, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации – 1 месяц.
Актуальность Природа с её многообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Необходимо направлять процесс восприятия детьми природы. Полученные знания позволяют детям ориентироваться в окружающем, способствуют развитию у них сенсорных процессов, логического мышления, речи.
Цель – Развивать у детей интерес к сезонным изменениям в природе. Развивать способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатлёнными в произведениях искусства. Расширять эмоциональный опыт.
Задачи 1. Развивать творческое воображение, познавательные способности.
2. Познакомить детей с цветом, формой, фактурой осенних листьев в природе и живописи.
3. Закреплять и расширять знания об осенних явлениях средствами музыки, поэзии и развивающих игр.
Прогнозируемый результат:
•Актуализация знаний детей об осени, ее признаках.
•Пополнение словарного запаса, умение радоваться природе.
•Умение передавать звуки, краски природы с помощью музыки, танцев, игр.
Пути реализации проекта:
1.Беседа « Что такое осень?»
Цель: дать представление об осени. Воспитывать интерес к природе.
2.Чтение стихотворения « Осень» В. Карасёвой.
Цель: воспитывать умение слушать. Учить понимать смысл произведения, развивать образную речь.
3.Рассматривание иллюстраций, картин « Золотая осень» И. Остроухова, « Осень» М. Башкирцевой.
Цель: развивать наблюдательность, внимание, речь.
4.Пальчиковая игра « На прогулку в лес»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
5.Музыкально-дидактическая игра « Чудо-нос»
Цель: развитие дыхания.
6.Прослушивание песни « Листопад» Гомоновой.
Цель: учить различать изобразительные моменты (капельки дождя, падающие листья.)
7.Пение песни « Осень» муз. И. Петренко, сл. Ю. Михайленко
Цель: учить голосом передавать: шум дождя, пение птиц, шуршание листьев.
8.Танец с осенними листочками, муз. Филиппенко, сл. Волгиной.
Цель: учить передавать образ осенних листочков. Учить согласовывать слова и движения.
9.Дидактическая игра « Рассортируй листочки по цвету»
Цель: учить классифицировать предметы по цвету.
10.Рисование « Разноцветный ковёр из листьев»
Цель: познакомить с приёмом рисования по трафарету, закрепить знания основных цветов.
11.Отгадывание загадки:
« Сидит – зеленеет,
Летит – пожелтеет,
Падает – почернеет»
Цель: развивать мышление, учить отгадывать загадки.
12.Развлечение « Осень в гости ждём»
Цель: обобщение знаний об осени. Создать радостное настроение родителям и детям.
13.Тематическая непосредственно-образовательная деятельность « Прогулка в осенний лес»
Цель: соединить знания из различных областей на основе одной сквозной темы.
14.Проулка в осенний парк.
Цель: наблюдение за осенними изменениями в природе.
Приведу пример комплексной НОД, проведённой в рамках реализации проекта.
Конспект НОД на тему «Листопад»
2 младшая группа
Цель:
-продолжать знакомить детей с приёмом рисования по трафарету; закрепить знания основных цветов (красный, жёлтый, зелёный).
-прививать художественный вкус, учить видеть прекрасное вокруг себя.
-учить радоваться своей работе и работам друзей.
-закреплять и расширять знания об осенних явлениях средствами музыки.
-учить детей петь, формировать навык совместного пения.
-развивать согласованность движений с музыкой.
Материал к занятию: гуашь 3-х цветов, трафареты на каждого ребёнка, поролон для тампонирования, салфетки.
Словарная работа: листопад, обсыпается, разноцветные.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке. Прослушивание музыкальных произведений «Классика для малышей»П.И.Чайковский «Октябрь» (Времена года), И.С. Бах «Аве Мария.
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! (дети здороваются)
Строго гости не судите
Вы нас, гости, подождите,
Мы приедем к вам опять,
Будем чаем угощать,
Много интересного показывать,
И конечно же рассказывать.
Воспитатель: Автобус большой ждёт нас, друзья,
Места в нём занять предлагаю вам я.
Автобус поведу у всех на виду,
Куда мы приедем я вам покажу.
ПЕСНЯ « АВТОБУС» МУЗЫКА ЖЕЛЕЗНОВОЙ.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ехали – ехали, а куда приехали?
Дети: В лес!
Воспитатель: А какое время года сейчас хозяйничает в лесу?
Дети: Осень!
Воспитатель: Ребята, давайте про осень песню споём
ПЕСНЯ « ОСЕНЬ К НАМ ПРИШЛА» СЛ. И МУЗ. Л. МОЧАЛОВОЙ.
Музыкальный руководитель: Зайка, не бойся нас! Посиди на пенёчке и послушай какую тебе ребятки песню споют.
ПЕСНЯ « У МЕНЯ ЕСТЬ ЗАЙКА» МУЗ. А. ФИЛИППЕНКО, СЛ. Т. ВОЛГИНОЙ.
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку.
-Весной на дереве вырастают, а осенью опадают.
Дети: Листочки.
Воспитатель: Листопад, листопад!
Листья ….. белые летят?
-Ай-яй-яй! Непорядок! Видно не успела осень побывать в этом лесу.
– А какого цвета листочки осенью?
Дети: Красные, жёлтые, зелёные.
Воспитатель: Давайте мы поможем осени. Берите каждый по листочку и проходите к столам.
-Ребята, что у меня в руках?
Дети: Трафарет.
Воспитатель: Найдите трафарет такой же формы, как и ваш листочек. Приложите трафарет к листочку и плотно прижмите его левой рукой. Правой рукой возьмите поролон, обмакните в краску и прижмите на пустое место трафарета. (дети выполняют работу)
Воспитатель: Теперь осторожно, не сдвигая, снимите трафарет. Какие красивые разноцветные листочки у вас получились!
Музыкальный руководитель: Листики разные,
Листики резные,
Жёлтые, красные,
Потанцуйте с ними!
ТАНЕЦ С ЛИСТОЧКАМИ СЛОВА Е. А. ОБОРИНОЙ.
1.Золотые листики кружатся, летят.
Золотые листики танцевать хотят.
( бегают по залу в разных направлениях )
И подумал листик: скучно одному,
Я себе для танца друга отыщу!
( козырёк вправо, влево )
Проигрыш: находят себе пару.
2. Веселее вместе по ветру лететь,
(качаются с ноги на ногу в парах)
Можно покружиться, можно песню спеть.
( кружатся в лодочке)
Ля-ля-ля-ля-ля-ля!
Вот какая дружба крепкая моя!
(Обнимаются нежно)
Проигрыш: все перестраиваются в круг.
3. Полетели вместе листики вперёд,
(бегут вперёд)
Ах, какой красивый, дружный хоровод!
(бегут обратно)
Ветер затихает листики кружа,
(кружатся)
Падают на землю листики шурша.
(Приседают)
Воспитатель: (беру корзинку)
По дорожке золотистой
Осень тихо в лес вошла.
Груш и яблок нам душистых
Много – много принесла.
( показываю корзинку с угощением )
– А теперь скорей, друзья,
Занимайте в автобусе места.
ПЕСНЯ « АВТОБУС» МУЗЫКА ЖЕЛЕЗНОВОЙ.
Воспитатель: Вот мы и верулись в детский сад!
– Мы расскажем вам, гости,
Где мы побывали,
И как осенние листочки рисовали.
( итог занятия )
Работа с родителями:
1.Беседа «Наблюдаем вместе с детьми».
2.Ширма «Осень – чудная пора».
3.Консультация «Прогулки юного натуралиста».
4.Организация выставки поделок «Осенние чудеса».
Список литературы:
1.«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во 2 младшей группе детского сада» автор О. Соломенникова.
2.«Дошкольникам об искусстве» Автор: Доронова Т. Н.
3.« Играем каждый день» В. И. Ткачёва.
4.«Весёлая карусель. Игры. Танцы. Упражнения. Для детей младшего возраста» Н. В. Зарецкая.
5.« Аппликация в детском саду» А. Н. Малышева.
6.« Организация деятельности детей на прогулке» Т. Г. Кобзева.
7.« 365 игр для детей» О. И Кравцова.
Анализируя проделанную работу можно сделать вывод:
В работе с дошкольниками по данному проекту использовался интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных областей, моделирования, а также организации самостоятельной деятельности детей, т.е. объединение различных видов деятельности ребенка. Работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Вся деятельность строилась с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и была направлена на формирование экологических знаний о природных явлениях, происходящих в осенний период и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Разработанный мной проект показал свою эффективность: дети систематизировали накопленные представления об осени, об изменениях в жизни растительного и животного мира с наступлением осени.