Божкова Лариса Николаевна
Пяткова Ольга Михайловна
музыкальные руководители
МАДОУ ДС № 69 «Ладушки»
Давидчук Ирина Александровна
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС № 67 «Аистенок»
Старооскольского городского округа
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»
Гендерное воспитание в ДОУ призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике. Наблюдая за детьми, можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.
Говоря об актуальности гендерного воспитания, воспитателям и родителям рекомендуется использовать такие методы и приемы в гендерном воспитании дошкольника как игры по гендерному воспитанию:
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Дидактические игры: «Кто чем любит заниматься, «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому что…», «Кем быть», «Одень мальчика, одень девочку».
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх, – игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Когда в экспериментальной обстановке детям
Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе.
Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек.
Первый опыт социальных отношений будет познан в игре. Все игры детей связаны с миром взрослых. Взрослый, знакомя малыша с разными способами игровых действий, уже ориентирует ребенка на игры, характерные для мальчика или для девочки. Мы видим, какие игрушки обычно получают в подарок наши дети. Мальчикам достаются машинки, роботы-трансформеры, солдатики, велосипеды и самокаты. Девочкам – куклы и кукольная утварь (или даже полностью оборудованный кукольный дом), мягкие игрушки, зеркальца, сумочки. И возникающая игра мальчика отличается от игры девочки.
Девочки с удовольствием самостоятельно играют в настольно-печатные и дидактические игры с правилами, охотно организую подвижные игры по правилам.
Обратите внимание: для девочек в этих играх важна стабильность.
Мальчики охотнее всего со строительным и природным материалом: снегом, песком, водой — здесь для них важна не игра, а само действие. В подвижных и спортивных играх мальчикам интересен и важен результат.
Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии детей, негативно влияет на двигательное и социальное (гендерное) развитие ребенка! Движение является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры. Подвижная игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужествё, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Военные игры при соответствующем руководстве взрослого могут стать важным средством воспитания основ мужественности: в них мальчики учатся смелости, выдержке, умению преодолевать трудности.
Важное место в играх мальчиков занимают режиссерские военные игры с солдатиками, военной техникой, самолетиками, кораблями, когда чаще всего играющий мальчик сам себе режиссер. Эти игры также требуют руководства взрослого.
О непреходящей роли игры и игрушек в воспитании мужской и женской индивидуальности можно говорить бесконечно. По мнению психологов, с их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе, развиваются его интеллект и эмоции, воображение и речь. Проигрывая сюжеты взрослой жизни, моделируя взаимоотношения «врача» и «больного», «шофера» и «пассажиров», «матери» и «дочери», дети начинают ориентироваться в этих взаимоотношениях и, тем самым, готовятся к вступлению в «большую жизнь».
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.
Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов.