Использование коррекционно-речевых игр с учетом гендерных особенностей у детей с ОВЗ

Материал представлен для участия во Всероссийских педагогических чтениях «Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

0
659

Волкова Наталья Георгиевна
Чуприна Светлана Алексеевна
воспитатели
Сафонова Лина Викторовна
учитель-логопед
МБДОУ ДС № 41 «Семицветик»
Старооскольского городского округа

В настоящее время становится актуальным разное воспитание детей в зависимости от пола с учетом их физиологических различий. Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается также по специфическим гендерным особенностям. Процесс усвоения речи у девочек начинается раньше в среднем на два месяца. Речь девочек более четкая, у них чистое произношение, а также раньше появляются предложения. Одно из главных условий развития человека и личности – своевременное овладение речью. По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО словарный запас двадцати месячной девочки в два раза больше, чем у мальчика того же возраста. Следовательно, у девочек больше словарный запас, а также накапливается более богатый речевой опыт. Уже с детского возраста девочки превосходят мальчиков в развитии речевых функций. К двум годам словарный запас девочек свыше трехсот слов, у мальчиков такой словарный запас формируется в среднем на четыре месяца позднее. Далее речь девочек по грамматическому строю и словарному запасу богаче, они использует в речи большое количество глаголов, местоимений и предлогов. Навыки чтения у девочек формируются раньше.

«Совместная работа детского сада и семьи по гендерному воспитанию подрастающего поколения»

 

До семи лет девочки в интеллектуальном и речевом развитии опережают мальчиков по данным В. Н. Дружинина. У девочек лучше развит вербальный интеллект, у мальчиков более развиты особенности, связанные с пониманием пространственных соотношений, а именно математические и зрительно-пространственные способности.

В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман утверждают мозг мальчиков и мозг девочек устроен и работает иначе. Мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность. Девочки в семь лет в большей степени готовы к обучению, чем мальчики, у которых мозг «созревает» для полноценной учебы только к восьми годам. Это объясняется различиями в способах усвоения и переработки информации, познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпах развития внимания; типах эмоциональной активности при формировании позитивной и негативной оценки своих поступков и их качества результатов.

Способ получения знаний у мальчиков и девочек разный, объясняется разной стратегией мышления, но результат почти совпадает. Восприятие мальчиков преимущественно фрагментарное, а у девочек детализированное. Пространственные способности мальчиков выше. Девочки могут иметь затруднения в установлении соотношений (в геометрии, физике, т. к. у них меньше развита пространственно-зрительная память. Девочки меньше ориентированы на информацию, а мальчики на отношения между людьми. Период врабатываемости и время вхождения в занятие в зависимости от пола различен. Девочки обычно после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики врабатываются долго. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек кто их оценивает и как. Девочки лучше мальчиков воспринимают и понимают невербальные сигналы: мимика и эмоции лица. В понимании жестов, позы и тона голоса у девочек нет превосходства.

материалы в печатный сборник 

Гендерный подход в воспитании и обучении в детском саду предполагает разнообразие способов подачи учебного материала. Реализуя гендерный подход в логокоррекции, мы используем различные формы работы, методы и приемы. Для оптимального процесса обучения и воспитания на занятиях при работе с мальчиками, необходимо использовать такие принципы, как: быстрый темп подачи материала, высокая двигательная активность, поисковая деятельность, элементы соревновательности, большое количество логических заданий, подход к формированию правил через практические действия и очень важно, чтобы объяснение материала и инструкция к заданиям были чёткими и немногословными.

При работе с девочками, принципы должны быть следующими: невысокий темп подачи, использование красочного материала с предпочтением красного спектра, при сообщении важного момента концентрация внимания на нём, эмоционально окрашенная подача материала, увеличение количества повторений пройденного, подача материала от частного к общему, подача абстрактных понятий через примеры реальных жизненных ситуаций.

Логопедическая гимнастика для мальчиков предназначена для повышения их интереса  к выполнению артикуляционных упражнений.

«Путешествие на машине» – Губы этой игре становятся и гаражом, и мотором. Язычок превращается то в машинку, то в мостик, то в дорогу.

Начал дождь в окно стучать,
Время дворники включать.

Так, комплекс артикуляционных упражнении для мальчиков имеет названия: «Непослушный язычок», «Футбол», «Лопатка», «Пулемет», «Ворота», «Позовем собачку», «Маятник», «Горка», «Шлагбаум», «Оближи усы».

Для того чтобы повысить интерес девочек к выполнению сложных и рутинных упражнений, превратить каждодневные тренировки в веселое увлекательное путешествие по сказке. Яркие, интересные картинки, сопровождаются простыми и понятными двустишиями

Карета по мосту летит.
В ней Золушка на бал спешит.

А для девочек те же упражнения соответственно называются: «Месим тесто», «Прячем конфету за щеку», «Блинчик», «Барабан», «Окошко», «Поцелуй», «Часики», «Киска», «Качели», «Вкусное варенье».

Развитие дыхания-один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.

При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

У мальчиков чаще не целенаправленная воздушная струя,у девочек слабая сила выдоха. Используются игры на выработку правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

Отрабатывая дыхательные упражнения мальчики «Загоняют мяч в ворота», «Сдувают лист с дерева», становятся «Фокусником», девочки же «Сдувают бабочку с цветка», «Помогают птенчику попасть в гнездо», сдувают с носа “Снежинку”.

Гусь (тема «Домашние птицы»). Вдох через нос, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”-мальчики гусаки (грозно, а девочки –гусыни: ш-ш-ш (тихо).

Игра «Чья птичка дальше улетит?» На выдохе по сигналу «птички полетели» девочки дуют на фигурки, мальчики следят, чья птичка дальше улетит, затем мальчики дуют –девочки следят.

У некоторых детей отмечаются недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего мальчики – излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. У девочек же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для этого используются игры на умение регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Для этого нами используются такие игры, как «Петрушки»-для мальчиков, «Куклы»-для девочек. Поднять руки в стороны, слегка наклониться вперед, снять напряжение в плечах и дать рукам свободно упасть вниз (для мальчиков) «Солнышко»-девочки, мальчики-салют. Крепко сжать пальцы обеих рук в кулаки, разжать пальцы, сняв напряжение в кистях. «Кузнечики-Бабочки». Поднять плечи как можно выше (к ушам, сняв напряжение, сбросить плечи вниз).

В результате выполнения специально подобранных упражнений на развитие внимания и памяти у детей постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей, они учатся сосредотачиваться, что положительно влияет на устойчивость, переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому и постепенно улучшает зрительную, моторную и слуховую память.

(«Повтори движения». Педагог показывает ряд несложных общеразвивающих или танцевальных движений под музыку для мальчиков одни, для девочек другие, затем под ту же музыку повторяют те же движения сначала мальчики, потом девочки.

«Запрещенные движения». Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме двух, заранее оговоренных, для девочек одно. для мальчиков другое.)

Для формирования чувства музыкального размера, темпа и ритма используются игры во- первых для развития тонких движений пальцев рук с пением, с мелкими предметами под музыку или словесные со стихотворным сопровождением.

(«Рукавички» тема: «Семья»-девочки – рукавички новые, тёплые, пуховые, мне их бабушка связала, подарила и сказала: Вот теперь у внучки не озябнут ручки. (Ритмичное соединение большого пальца с остальными на каждый ударный слог).

Игры с чередованием ходьбы на носочках, в полуприседе:

«Небоскребы – избушки» (тема “Город”); мальчики небоскрёбы -ходьба на носочках, девочки избушки- в полуприседе

«Кусты, кустарнички» (тема “Деревья”);

Игры с чередованием ходьбы в полуприседе и беге на носочках:

«Лягушки и цапли». Под медленную музыку мальчики передвигаются по кругу в полуприсяде, под быструю — девочки легким бегом с движением рук вверх-вниз.

Игры с чередованием шагов и хлопков:

«Шаги и хлопки». Стоя в кругу, мальчики на каждую четверть такта делают шаг на месте, девочки на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем соединяют оба движения.

Используются игры на основные качества голоса – силу и высоту, дети приучаются говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией, интонационную выразительность речи.

Игра «Громко-тихо» Подбираются музыкальные игрушки разных размеров: большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки. (мальчики изображают большую игрушку, девочки-маленькую)

Игра «Пропой»,пропевание различных распевок в разной тональности (девочки высоко, мальчики-низко).

Игры «Произнеси», «Договори»,  договаривание с различной интонацией и выразительностью и т. д.

Таким образом, знание гендерных особенностях развития речи позволяет правильно распределять нагрузку и развивать слабые стороны ребенка, опираясь на сильные, что влияет на получение наиболее эффективных результатов, для повышения мотивации к выполнению заданий на индивидуальных и подгрупповых занятиях на различных этапах работы над звуком, мы используем подборки упражнении, игр, стихов в которые внесены изменения с учетом гендерной принадлежности детей, что крайне важно для успешного развития ребёнка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь