Задачи. Учить детей анализировать звуковой ряд; работать с лексическим значением слов. Познакомить с буквой И. совершенствовать умения детей в образовании множественного числа существительных с окончанием –и.
Оборудование: мультимедийная система, наборы Лего.
Ход занятия. Я расскажу вам про двух друзей-товарищей. Мальчики И-и-игорь и Ти-и-има сидели на берегу реки-и-и. Они играли в камушки. Вдруг рядом запела какая-то пти-и-ица. «И-и-и» – выводила она свои трели. Тима сказал: «Это иволга». Игорь никогда не видел эту птицу. Он тихо подошел к иве. На нижней ветке сидела желтая птичка – иволга и пела свою печальную песню.
Как пела иволга? Песенка иволги похожа на звук [и]. При произнесении звука [и] губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идет спокойно.
Звук [и] – гласный. Какие слова со звуком [и] вы запомнили? Что такое ива, иволга, изгородь, свитер, Игорь?
Игорь на дудочке умел играть. Он взял ее и сыграл такую песенку: а-а-а-и-и-и-у-у-у. Тима захотел повторить ее. Он понял, что песенка состояла из трех звуков. Назовите их. Назовите звуки в других песенках и составьте звуковой анализ, с помощью Лего: и-и-и-а-а-а-у-у-у; а-а-а-у-у-у-и-и-и; у-у-у-и-и-и-а-а-а.
Физкультминутка. У Тимы есть сестра Ира. Она младше Тимы, но уже умеет прыгать чрез скакалку. Дети встают: ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и ими производятся круговые движения.
Прыгать Ирочке не лень,
Скачет Ира целый день.
Да и ночью бы скакала,
Но скакалочка устала.
Игорь ходит в детский сад и очень любит его. Потому что здесь его друзья, любимые воспитатели. А еще потому, что здесь всего много. Дома у него один стульчик, а здесь стульчики. Далее образовывать слова: танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок.
Какой звук стоит в конце каждого слова?
Вот буква И. расскажите, сколько у нее палочек? Как они расположены? С какой буквой мы познакомились? Расскажите о ней. Какие еще гласные буквы вы знаете.